Мазурский канал (польск. Kanał Mazurski) — недостроенный водный путь в Восточной Пруссии, который должен был связать Большие Мазурские озёра с Балтийским морем через реки Лава, Преголя и Калининградский залив. Мазурский канал расположен на территории двух государств — Российской Федерации (Калининградская область) и Польши. В настоящее время канал как водный путь не действует. (Википедия)
Код поездки: v2105
Дата: 13 февраля 2021
Участники: Сергей Мезенов, Роман Железов, Андрей Лыткин, Борис Мошняга, Никита Никитин, Юлия Орлянская, Дмитрий Пасека, Фёдор Щербина, [Ольга Брановицкая, Всеволод Голубков, Павел Моисеев]. 11 человек.
См. также трек, все фотографии, обсуждение на форуме.
Как-то, весной 2017-го года Дмитрий Пасека пригласил меня в свою поездку, часть маршрута которой проходила вдоль Мазурского канала. Поездка та называлась Большая грунтовая и состоялась 13 мая 2017-го. В ней я отметил, что канал не такой уж и заросший и во многих местах будет проходим зимой по льду. С тех пор я ждал, пока не сложатся условия для реализации моей задумки, т.е. не наступят крепкие морозы. И вот, наконец, всё сложилось, и мы отправились в путь по замёрзшему каналу 13 февраля 2021-го года.
НН> Только я прочитал анонс — сразу понял, что надо ехать. Поездка будет крутая и самая настоящая кебетешная. Удовольствие от поездки стал ещё заранее получать, предвкушал снежные просторы. С утра на Московском собралась целая вереница машин.
Не явились на место сбора Илья Мошинский и Елена Захарченко, хотя предварительно заявлялись и заняли места в машинах. Ай-яй-яй! Зато приехал один незарегистрированный участник на своей машине - Павел Моисеев. Ему предложили оставить машину в городе и занять место тех, кто закосячил, но ему было лень доставать, собирать и перегружать велосипед. Водителями автомобилей были Фёдор Щербина, Борис Мошняга и Роман Железов. Грузим велосипеды:
НН> Я поехал с Борисом, по дороге забрали с остановки Сергея Мезенова без велосипеда — было его непривычно видеть без байка.
Я свой велосипед отдал заранее Роману, т.к. он живёт рядом с моей работой, а сам вышел на трассу А229 в районе Низовья и поймал автомобиль Бориса. По дороге в Дружбу обсуждали с исполнительным директором клуба Никитой Никитиным наши внутриклубные дела. На подъезде к Дружбе рассвело:
Некоторое время мы потратили на поиски места, где оставить машины. Я хотел - у магазина, а Борис - возле школы. Мы посмотрели все места, в итоге припарковались возле какого-то боксёрского клуба. Разгружаемся:
В 8:03 выстраиваемся на общее стартовое фото. Это единственная фотография с поездки, на которой запечатлены все её 11 участников:
Слева направо: Роман Железов, Ольга Брановицкая, Андрей Лыткин, Всеволод Голубков, Дмитрий Пасека, Юлия Орлянская, Никита Никитин, Борис Мошняга, Павел Моисеев и я. Когда мы въезжали в Дружбу, некоторые участники увидели в окно машины "незамёрзший канал" и были напуганы. Но они смотрели вправо, т.е. видели не сам канал, а речку Путиловку, с которой он соединяется, и в которой быстрое течение. Стартуем, проезжаем под стенами Алленбургской кирхи,
и подъезжаем по дороге к первому мосту через Мазурский канал.
На самом деле мост этот перекинут через речку Путиловку, и практически прямо под ним находится место соединения канала с речкой. В 8:12 выезжаем на лёд канала. Посередине - трещина, из которой выступила вода, но лёд крепкий.
Начало движения по каналу:
И, вот, перед нами самый первый шлюз - Алленбург 1. Добро пожаловать внутрь:
В нижнем бьефе шлюза много рыбацких следов и лунок. И даже в шлюзе лунки есть. Когда нас несколько человек собралось в шлюзе, лёд зловеще треснул, и мы стали держать друг от друга дистанцию.
Из нижнего бьефа оказалось тяжело выходить на берег. Большой уклон - ботинки скользят. После успешного подъёма наверх, продолжаем осмотр шлюза Алленбург-1.
Ну всё, посмотрели, пора ехать дальше. По правой стороне канала вдоль забора чьего-то огорода пробираемся в верхний бьеф. Но тут всё заросло камышом и много снега. Вспоминаю, что на левой стороне есть дорога, перебираемся на неё. Тут даже есть следы от машин, а возле дороги стоит такая симпатичная будка:
Раньше это дорога шла к железнодорожной станции Алленбург, которой уже нет, а сейчас - ведёт к какому-то свинарнику. После поворота к свинарнику накатанная колея кончилась, и начались сугробы. Я пошёл посмотреть, что там, на канале, и оказалось, что там можно ехать.
Прикольный был участок. Ехали и косили сухой камыш велосипедами. Вот такой вид был с уровня глаз велосипедиста:
Но камышовый участок быстро закончился, и мы выехали на чистый лёд.
И вот, перед нами развалины моста бывшего железнодорожного перегона Алленбург - Фридланд.
Сразу за остатками моста нас ждёт шлюз Алленбург-2
Первым делом бегу на переходной мостик фотографировать подъезжающих участников.
А вот так они подъезжают:
Внутрь шлюза можно пройти пешком. Все прошли, а у Фёдора возникли проблемы
Вспомнили сказку, как Винни-Пух к Кролику в гости ходил, и предложили внутри шлюза накормить Фёдора всякими булочками и печенюшками. Я хотел спуститься в шлюз по лестнице, но с удивлением обнаружил, что лестницы все спилены, хотя я точно помню, что в поездке v1150 Владимир Радушка спускался по лестнице в шлюз за упавшим рюкзаком, и перила тогда на мостике были целы:
НН> Когда спустились во второй шлюз с гигантским сосульками, у всех участников началась неудержимая радость: кричали, пели песни, танцевали. Президент всех поздравил с новым китайским годом:
Нелёгок подъём на следующий уровень канала.
Продираемся через бурелом, вдоль верхнего бьефа шлюза прямо в зарослях спрятались железные кнехты.
В 8:53 спустились в верхний бьеф и поехали дальше. А дальше нас ждал красивый участок с мёртвыми деревьями и бобровыми плотинами.
Вот тут можно сказать бобрам спасибо. Они подняли уровень в канале и сделали его воды более спокойными, а значит теперь здесь прочный лёд, по которому мы теперь едем.
Но возле самих плотин лёд не очень прочный. Переходя эту плотину,
Фёдор под громко включенную музыку пустился в пляс и пробил одной ногой лёд, но не промок, т.к. был в сапогах. Пришлось обходить опасное место по берегу.
Продолжаем движение дальше по участку с мёртвыми деревьями.
Здесь начали встречаться места, где проблематично было объезжать коряги, но они были трухлявые и легко ломались. Я попытался ломать их передним колесом, но пластиковое крыло на морозе тоже стало "трухлявым", и от него отломался небольшой кусочек спереди. Давно уже хочу поставить себе на зимний велосипед алюминиевые крылья, чтобы не было проблем с коррозией и хрупкостью, но ни как не найду нужной ширины. Никита на этом участке снял видос:
Подъезжаем к концу красивого участка.
Здесь когда-то была дорога к немецкому посёлку Мускау, но немцы, когда отступали, повзрывали все мосты, а наши просто пересыпали канал насыпью. Вот остатки моста той дороги:
После дороги на канале появились заросли камыша, но уровень воды подо льдом снизился и местами лёд повис в воздухе. Проезжая между двумя кустами камыша, велосипед провалился задним колесом, а скорости, чтобы выскочить не хватило. От удара об лёд одну из половинок торстена сорвало с креплений, и она осталась плавать в полынье. Другая - вместе с багажником ушла под воду. Велосипед погрузился в воду по самое седло. Я кое-как раскорячился, зацепился за камыш и промочил только одну ногу чуть выше колена. В общем, выбрался. Стали выходить на берег, и тут провалился Никита Никитин.
На берегу устроили переобувальную остановку с заменой носков и женских прокладок, которые мы используем вместо стелек для сушки обуви в таких случаях.
У меня в торстене вещи, которые были упакованы в полиэтиленовые мешки, не намокли, но кое-что лежало без мешков. В том числе и женские прокладки. Большинство из них вышли из строя. Торстен сделан у меня из водонепроницаемого материала, но штатные пластиковые защёлки со временем поломались, поэтому вода и попала внутрь. Попробовали ехать по полю - не получается, слишком много снега.
Решили прогуляться во-он до того леса
НН> Много приходилось ходить по снежным полям и всяким канавам, надо посчитать сколько мы прошли пешком:
НН> После таких хождений хотелось упасть в снег и лежать. Что мы с Федей и сделали, попили чай. сидя на снегу. Наверное, это был самый вкусный чай в жизни. А в один момент у меня кончились силы и я понял, что если не съем что-то, то не смогу дальше двигаться. Очень кстати пришлись Юлины орехи и батончики, зефиры Андрея, сок Ромы и вафли Сергея. Народ, конечно, помогал и подбадривал друг друга. А один раз Юля даже затаскивала меня с великом в горку. Отдельное удовольствие было ехать с такими классными людьми.
Когда поле кончилось, идти стало совсем тяжело, и мы вернулись к каналу.
Но там всё равно всё было в камышах. А на другом берегу - дорога. Значит, надо переходить канал. Я попробовал ударить ногой по льду и пробил его. Толщина - всего 3 см. Если идти гусиным шагом, не делая резких движений, оперев часть своего веса на велосипед, то перейти можно. Переход удался у всех, кроме Фёдора. Он провалился по пояс, проделав во льду такую вот прямоугольную дыру:
Это случилось в 9:48. Фёдор после провала:
Улыбается, значит всё хорошо.
НН> Больше всех провалился Федя, он стал героем этой поездки:
Ещё триста метров велопоноса, и мы на дороге. Едем по ней параллельно каналу до первого поворота.
Замечаю поворот, жму тормоза и... пролетаю его. Обода обледенели - тормозов нет. Да и пoфuг. Тормоза же придумали трусы. Разворачиваюсь и спокойно вписываюсь в поворот. Под снегом наблюдается старая колея от машины и можно ехать на пределе проходимости велосипеда. Выехали по ней на развалины очередного моста. А на мосту стоял стол и бутылка водки на нём. Пустая.
А рядом на дереве - целый ящик с пустыми бутылками.
Мы сделали в этом месте привал с перекусом, а провалившиеся участники бахнули по сто грамм коньяка для согрева - всё равно здесь не дорога и ПДД не действуют.
После моста канал был уже не таким заросшим, и в 10:15 мы продолжили движение по нему.
Через 750 метров появился опасный участок с зарослями камышей на всю ширину канала, который мы обошли по берегу.
НН> Лёд часто трещал и было много провалов, ноги всю поездку были мокрые, но не замерзали. Направляющие проверяли дорогу, а у замыкающих был выбор:
Затем канал стал чистым. И вот, мы мчим к нижнему бьефу третьего шлюза.
Ну как, мчим... Крейсерская скорость - 8-10 км/ч. Под колёсами слой снега сантиметров 10,
а педали, проходя нижнюю точку, оставляют на снегу следы.
Я на фоне шлюза Гросс Аллендорф.
С разгона заезжаю прямо в шлюз. Лёд трещит, а стены шлюза многократно усиливают звук. Даже Андрей Лыткин, находившийся снаружи, испугался.
Взорванный немцами мост перед шлюзом наши восстановили вот так:
Обратите внимания на стволы деревьев. Выглядит не обычно, но по нему проходит грунтовая дорога. Из-за треска льда заезжаем в шлюз по очереди, по одному. Вот, например, Борис в шлюзе:
Красоты были неимоверные на маршруте, хочется приехать туда ещё раз:
Заезжая смотреть внутренности шлюза продавили на въезде лёд так, что выступила вода.
Вид со шлюза на нижний бьеф, где мы ждём отставших участников.
Что ж, третий уровень пройден. Переходим на четвёртый.
Снова появились камыши.
При прохождении поворота канала в Угловом лесу ледовая обстановка ухудшилась. Много где приходилось спешиваться и даже обходить опасные участки по берегу.
А ещё снег пошёл и ухудшил видимость.
Борис делает дыры во льду, но здесь не глубоко. Эх, знали бы заранее, что так будет, можно было бы сапоги-болотники взять.
А то даже море замёрзло, а на канале - лёд плохой.
В 11:50 мне звонит отставший Пасека, я разговариваю с ним по телефону и не обращаю внимания на предупреждающий треск льда, только на газ посильнее давлю. И тут - хрясь! Велосипед уходит под лёд, а я лечу дальше.
Что ж, скорость спасла. Я не намок, а на велосипеде совсем отломался передний конец крыла, и слегка повредилось крепление навигатора, надо будет подклеить. Сижу на льду и смеюсь.
Мне говорят, что бутылка плавает в полынье. Нет проблем! Ща достанем!
После провала решаю прогуляться пешком по твёрдой земле. Идём 170 метров по левому берегу до очередного разрушенного моста.
На мосту выясняется, что Павел Моисеев сходит с дистанции, а Андрей Лыткин тоже где-то провалился. На мосту остановились, перекусили.
В этом месте канал тоже пересыпан насыпью. И почему-то возле таких насыпей очень плохой лёд. За насыпью стало получше.
Даже Фёдор поехал вперёд прокладывать колею.
В 12:35 сделали остановку под единственным уцелевшим в войне автодорожным мостом, где дождались отставших участников.
А так этот мост выглядел в мае 2017-го года:
А у меня после провала задний переключатель застыл в одном положении, и все неработающие звёзды трещотки покрылись льдом. Пытаюсь решить проблему с помощью газовой горелки Фёдора.
Помогло, но не надолго. В конце концов, я плюнул, поставил сзади вторую передачу и стал переключаться только передним переклюком. В 12:44 подъехали к пруду близ усадьбы Эберсвальде. Озеро находится прямо за дамбой канала, идентифицировать его можно по этому гидросооружению и стоку воды через него.
В планах было прокатиться по этому озеру, но мы двигались медленнее, чем ожидалось, поэтому на озеро заезжать не стали. В 12:50 проезжаем ещё один мост, под которым канал перегорожен упавшим деревом.
Посередине канала - полынья.
Борис как-то пробрался, а остальные участники пролезли с велосипедами под деревом возле опоры моста. В 12:55 достигаем нижнего бьефа четвёртого шлюза, который полностью зарос камышом. Сначала ломимся через камыш.
Затем выходим на правый берег и пешеходим до шлюза.
В 13:04 прибываем к шлюзу №4 Вильгельмсхоф и осматриваем его.
Шлюз этот не особо интересный, и в 13:06 я потихоньку пешком двинулся дальше по правой дамбе канала.
А дальше канал оказался сухим и заросшим. Я пытался идти и по правой дамбе и по левой и посередине, но везде было плохо. В 13:22 дошёл до первого разрушенного моста после шлюза, а народ что-то подотстал. На фотографии видно, что у моего велосипеда уже отсутствует брызговик, да… потерял, продираясь через бурелом, однако!
Я позвонил, убедился, что всё в порядке и продолжил движение. Отклоняясь влево от канала в поле при обходе бурелома приходилось ломиться через сугробы глубиной выше втулки колеса.
Я дошёл до места, где к каналу слева подходит дорога и перебрался на неё.
На поле, однако, дует сильный ветер. Не то, что в канале.
Посмотрите, какие модные у меня колёса после прохода по сугробам.
Дорога почищена, по ней можно ехать.
Доехал до следующего моста, сходил, посмотрел - русло всё ещё сухое.
И я поехал по дороге далее в Озерки. Посетил станцию
и поехал к железнодорожному мосту через канал. Остальные участники меня пока не догнали.
На канале был лёд и следы местных жителей. Я спустился на лёд и сразу провалился.
А потом ещё раз. Но всё равно доехал по льду до нижних ворот шлюза Георгенфельде.
Позвонил остальным участникам, предупредил, что под железнодорожным мостом плохой лёд, и чтобы они ехали к шлюзу по дороге. Нижние ворота шлюза закрыты.
В дырку в воротах видно, что по замёрзшему водопаду лезет мужик.
Оказывается, это альпинисты тренируются.
Пообщался с ними, спросил про лёд, они сказали, что лёд крепкий. Поменял носки с прокладками в одном из ботинок. Осматриваем шлюз:
Ольга Брановицкая и Всеволод Голубков решают сойти и направиться по дороге в Железнодорожный.
В 14:40 двинулись дальше вверх по каналу. На канале начали появляться ледяными ступеньки, и стало слышно журчание воды. Одну из таких ступенек я пробил до воды, но проскочил. В общем, как-то стрёмно там стало, и мы перебрались на дорогу, которая шла параллельно каналу слева. Колея была накатана, и можно было ехать.
Но вскоре колея свернула в лес, мы оказались на снежной целине, и пошли пешком.
На первом "перекрёстке" в лесу мы повернули снова к каналу, перебрались через дамбу
и поехали.
В этой части канала много где под снегом стояла вода.
В 15:25 проехали мимо фундамента огромного гидрозатвора, предназначенного для перекрытия протока воды по каналу.
Путь стал прокладывать Борис Мошняга. Вот он переходит через поваленные деревья. Вроде переехать можно, но возле стволов - тонкий лёд. Лучше пешком.
В 15:39 проезжаем развалины моста у поместья Викерау.
Последний уровень канала - самый длинный, зато не сильно заросший. Едем...
В 15:47 проезжаем развалины моста у поместья Соброст.
Мостов на канале было столько, что я уже со счёта сбился. В 16:12 Борис пробивает очередную дыру возле очередного моста, и мы останавливаемся на перекус. А заодно и предупредить отставших участников. Вот они, подъезжают.
Здесь Фёдор Щербина рассказал, что он где-то попытался переехать пробитую нами дыру, провалился передним колесом под лёд и перелетел через руль. А вот мост, под которым мы доедали последние печенюшки.
В 16:47 мы достигли автодороги А196 возле границы с Польшей и выбрались на берег.
До Железнодорожного вроде бы рукой подать. Едем.
А у меня задний переклюк на первой передаче замёрз. Я остановился, попробовал его рукой сдвинуть - не получается. Поехал так. А так - максимальная скорость 15 км/ч, ноги забились, крутить высокие обороты не могу. Горелка у Фёдора, а он вместе с остальными участниками улетел вперёд. Но потом догадался остановиться и подождать меня. С помощью горелки на ледяном ветру кое-как сдвинули переклюк на третью передачу. Теперь можно ехать 20 км/ч, а переключаться можно только передним переклюком. А ещё у меня штаны порвались при прохождении всяких едреней. Была маленькая дырочка, где-то зацепил и разодрал полштанины. В дыру задувает ветер - не приятно. Перед Железнодорожным наблюдаем закат.
В 17:39 въезжаю в Железнодорожный.
Угнавшие вперёд участники уже оккупировали магазин, а некоторые проследовали без остановки на финиш в Дружбу.
В магазине мы раскупили почти все носки. Продавщица любезно предложила воспользоваться помещением в магазине для переодевания и даже к отсутствию намордников не стала цепляться. Я забыл про еду, купил три пары носков, зарядил в ботинки новые прокладки, на носки надел полиэтиленовые пакеты и обулся в мокрые ботинки (запасные взять забыл). Потом подумал-подумал, взял ещё небольшую бутылочку коньяка для согрева и бахнул прямо в магазине. А Никита Никитин вообще полностью переоделся.
Поехали дальше. А у меня ещё задний фонарь после провалов перестал работать. На переезде он получил встряску и заработал. До финиша осталось 17 км.
По плану был ещё проезд по льду озера и осмотр Железнодорожного, но все устали промокли и никому это уже не надо было. Один Пасека угнал вперёд и остался нас ждать на озере, потом догадался позвонить и спросить, где мы. А я-то думал, что он с другими участниками на Дружбу поехал.
НН> От Железнодорожного ехали уже в темноте, я немного отстал от всех (как оказалось спустило переднее колесо от частых ударов об лёд). И в этом ночном одиночестве было приятно отрешиться от всей суеты будней.Вскоре после старта я вспомнил про еду, в 18:45 остановился в пос. Липняки, подъехали ещё Борис и Никита, и мы перекусили тем, что у меня осталось. После остановки задний фонарь снова перестал работать. В 19:04 проезжаем Костромино.
Едем в ночи, против ледяного ветра, но всё равно, значительно быстрее, чем по каналу. В 19:32 въезжаем в Дружбу.
Ещё чуть-чуть, и мы на финише. Круто, что машины уже прогреты, т.к. часть участников уехала вперёд.
Пасеку я не дождался, т.к. мне нужно было в Гвардейск на автобус в Советск, я договорился с Романом, что он меня завезёт на автостанцию, а велосипед я у него в понедельник заберу после работы. А он ждать Пасеку не захотел. В Гвардейске я ещё больше часа в мокрых ботинках на морозе ждал автобус. И хоть бы что! Закаляйтесь, купайтесь в море зимой и тоже сможете так ездить, и никакой коронавирус будет вам нипочём!
НН> Побольше бы таких поездок и такой компании!
Немного статистики, собранной навигатором:
Дистанция: 61.15 км
Средняя скорость движения: 8.13 км/ч
Время движения: 7:31:30
Максимальная скорость: 22.77 км/ч
Время остановок: 4:08:11
Общее время в пути: 11:39:41
Общая средняя скорость: 5.24 км/ч
© Сергей Мезенов. Февраль 2021. Комментарии Никиты Никитина.