Код поездки: v1936
Дата: 27 июля 2019
Участники: Сергей Мезенов, [Роман Парфёнов, Иван Синилов]
См. также трек, все фотографии, обсуждение на форуме.
Идея этой поездки родилась после первой, зимней авантюры в декабре 2018 года. Я попытался тогда собрать все достопримечательности, которые хотел бы посетить, и новые тропы, по которым хотел проехать, в один маршрут. Но из-за короткого зимнего светового дня, грандиозности плана и отставания от графика посмотреть удалось не всё. И вот, я решил довести задуманное до конца. Я ужасно не люблю асфальтовую автодорогу по Куршской косе, а чтобы быстро перемещаться от одного интересного участка до другого без неё не обойтись. Если бы старт был из Зеленоградска, пришлось бы два раза ехать по этой дороге. Поэтому я решил сделать старт из Советска и воспользоваться корабликом Шилуте - Нида, который ходит только в тёплое время года. Кораблик отправляется ежедневно из Шилуте в 8:30 по литовскому времени, а по нашему - в 7:30. Чтобы на него успеть, нужно выезжать из Советска очень рано.
Сбор был объявлен в 2 часа ночи возле погранперехода в Советске. Для калининградцев был предусмотрен предстартовый отдых в саду у моей тёщи в Советске. Этой опцией решили воспользоваться Роман Парфёнов и Иван Синилов.
В пятницу после работы я решил поехать в Советск на поезде, но не как обычно, с Южного вокзала, а со станции Гурьевск-Новый. Во-первых, дешевле. Во-вторых, меня бесят проверки вещей на Южном вокзале и необходимость разгружать и заново загружать велосипед. До поезда было много времени, и я решил съездить на разведку пикниковых мест для детских поездок на берегу водохранилища на реке Гурьевке. Правый берег весь в заборах, а на левый берег я попасть не смог. Хотел переехать туда по пешеходному мостику над водосбросной плотиной водохранилища, но какие-то уроды уже успели там поставить забор с двух сторон, типа частная территория, проникновение преследуется по закону и т.п. А ведь через этот мостик люди ходили из Гурьевска в Кумачёво, и ещё этой зимой там было всё открыто...
На станции Гурьевск-Новый я встретил Романа Парфёнова. Сели в поезд. С Южного вокзала там уже ехал Иван Синилов.
А ещё с нами в поезде ехали четверо палаточных велотуристов во главе с Фёдором Калининым. Они собирались ехать в Клайпеду на день моря, в Палангу и обратно - по косе.
Мы даже вместе доехали по площади Ленина, где я остановился, чтобы зайти в гостиницу к банкомату. Затем мы закупились продуктами в магазине
и переместились в сад, в беседку. Там был вкусный ужин от тёщи, посиделки, приходила Андриана с детьми...
В 1:42 выдвинулись к объявленному месту сбора
К двум часам к погранпереходу больше никто не подъехал. Границу пересекли вместе с заходом в дьютик минут за двадцать.
Литовский таможенник не поверил, что мы едем на Куршсую косу посреди ночи, и порылся в наших вещах. В Литве - сплошная темень. Во всём Пагегяе горело всего несколько светодиодных фонарей на железнодорожном переезде. Мы сделали там остановку, чтобы продегустировать то, что купили в дьютике.
Поехали дальше. Температура воздуха, судя по информационному табло на заправке, была +18°C. Попутный ветер. Машин нет. Красота! Я даже не утеплялся, так и ехал всё время в футболке и шортах. Как-то незаметно переместились в Стонишкяй. Там тоже переезд со светом. Сделали ещё одну дегустационную остановку.
Едем дальше.
Стало рассветать.
Сделали санитарную остановку в Кугеляе.
Восход солнца застал нас, когда мы проезжали поле с тюками сена. Остановились, чтобы сделать фотосессию.
Вместе с солнцем на трассе 141 появились машины. До корабля ещё много времени, поэтому я решил переехать на параллельную дорогу, которая была слегка грунтовой на учатке Кантеришкяй - Ужлекняй.
А дальше пошёл идеальный асфальт, и мы продолжили кайфовать от скорости и отсутствия машин на дороге.
Ребята увидели картофельное поле и предложили взять на завтрак картошки, что и было сделано.
В Пагриняе слева пошла велодорожка. Сначала она была очень поганого качества, но потом её рейтинг вырос.
После пересечения по мосту речки Шиши мы заметили ещё одну велодорожку, которая шла по дамбе этой реки, и поехали по ней.
Эта велодорожка привела нас к памятнику сому.
Удивительно, но именно по этой речке мы поплывём на корабле
Ещё немного, и мы - в порту Шилуте. Прибыли мы туда в 5:51.
В порту открыто и никого нет. Мы отправились искать наш кораблик. Нашли. Затем мы расположились в закрытой уличной кафешке.
К нам подошёл мужик, мы сказали что ждём кораблик в Ниду. Он сказал, что т.к. мы не купили заранее билеты, то на тот кораблик, на который я рассчитывал, мы не попадём, т.к. свободных мест там нет, но будет ещё один кораблик, и нас скорей всего возьмут туда. Вот он на фото:
Через некоторое время приехал капитан на "ягуаре" и сказал то же самое. Капитан с помощником отправились драить палубу. Тем временем мы сварили картошку на горелке
и позавтракали.
Кафешка, кстати, очень комфортная. С мягкими диванами и пледами. Даже немного вздремнуть удалось. В 7:19 началась посадка на корабль. Велосипеды помогал загружать капитан.
В 7:36 от пристани отошёл первый корабль,
а за ним и мы. Я в анонсе написал, что билет будет стоить 13 евро, но т.к. мы пошли на менее комфортном и более медленном корабле, то переправа в Ниду с велосипедом нам обошлась всего в 8 евро с каждого.
Думаю, разница в пути в 15 минут не стоит 5 евро. Да и на верхней палубе на свежем воздухе гораздо интересней, чем в комфортном закрытом салоне водного трамвайчика. Так что лучше не покупайте на этот рейс билеты заранее через Интернет. Кстати, вот сайт, с расписанием и ценами. Там есть и другие водные маршруты. Шилуте - самая дальняя точка, от куда отправляются регулярные рейсы на косу. Поэтому до залива нужно идти по рекам, а общая длина водного маршрута составляет 30 км. Сначала мы шли по узкому извилистому руслу Шиши. Примерно как у рек Луговая или Тимбер. Здесь ограничена скорость (около 10 км/ч), и мы догнали и встали в хвост водному трамвайчику.
Интересно, а как там встречные корабли расходятся? Помощник капитана угостил всех пассажиров карпом.
Когда вышли в Атмату (правый рукав Немана), трамвайчик угнал вперёд, а мы разогнались только до 15 км/ч. На берегу Атматы было много отдыхающих с палатками.
В 8:48 мы вышли в залив.
Движуха, конечно, там в заливе большая. Яхты всякие шныряют туда-сюда...
Маршрут до Ниды обозначен буями.
Капитан зафиксировал штурвал и вышел на палубу поболтать. Рассказывал, что он раньше жил в Сосновке и что вообще часто в Калининградской области бывает, и даже на корабле через водный пункт пропуска к нам ходил. Говорит, геморроя с пересечением границы по воде очень много. Ещё сказал, что он вообще работает на водном трамвайчике, а этот корабль у них запасной - на случай, когда туристов очень много, и в трамвайчик все не помещаются. Вот это, я понимаю, серьёзный подход. Когда мы в 2017-м в непогоду ездили Вокруг литовской части Куршского залива все остальные рейсы были отменены, а Шилутская переправа работала, но нам она из-за неудобного расписания тогда не подошла. Кораблик всё норовил сбиться с курса и повернуть в Россию. Капитан несколько раз корректировал курс. Вот и дюны появились на горизонте.
Перед косой прошёл небольшой дождик и прогнал пассажиров с верхней палубы в крытый кормовой салон.
В 9:56 мы сошли на берег в порту Ниды и поехали дальше. Переправа заняла 2 часа 20 минут.
И сразу же направились в магазин "Максима". Иван Синилов остался сторожить велосипеды.
Купили хлеба с колбасой и поехали по велодорожке в сторону Клайпеды
На велодорожке стоит неприметный такой указатель:
Это - первая из достопримечательностей, вынужденно пропущенная мной зимой. Вот фотография этой дюны снизу, сделанная в декабре:
Я думал, что подниматься придётся по песку. Приятной неожиданностью стала подсыпанная ПГС дорожка, по которой мы все просто заехали на дюну. Ну, почти все...
Не вершине одиноко стоит деревянная табличка и никаких информационных стендов. Как я потом дома выяснил - это самая высокая точка Куршской косы - 67,2 метра над уровнем моря.
Небольшой привал, кушаем бутеры с колбасой, фотографируемся.
А теперь - на море! Лихо скатываемся вниз, пересекаем асфальт, едем по деревянному настилу через дюны.
Первая купальная остановка. Располагаемся на пляже, снова кушаем бутеры, пьём напитки.
Купаемся.
Освежившись выкатываемся на трассу и движемся в сторону границы. Кстати, там стоял знак "движение на велосипедах запрещено", но не переваливаться же ещё раз через Вецекруго.
В Ниде началась параллельная трассе велодорожка, и мы поехали по ней. На ней было много велосипедистов.
Даже когда кончился асфальт мы продолжили движение по грунтовым тропинкам до самой запретной зоны перед границей.
Границу песесекли удивительно быстро. Всего за 8 минут. Навстречу ехала какая-то группа велосипедистов. Они распознали в нас КБТ, но перепутали меня с Кузнецовым. В 12:33 подъехали к будке, в которой дерут со всех деньги. Бабка-кассирша спит, сбоку от шлагбаума калитка открыта. Но мы не стали наглеть. Бабка очень обрадовалась, что мы заплатили не карточкой, а наличкой... В 12:45 выезжаем из заповедной зоны рядом с границей.
В заповедной зоне, кстати, нельзя находиться вне дорог и можно нарваться на большой штраф, а вот в особо охраняемой - можно. На повороте на Морское сделали кофейно-мороженую остановку.
Съехали с основной трассы, проехали немного в сторону Морского и свернули на бетонную дорогу, поднимающуюся в горку.
В 13:18 сделали остановку для осмотра бункера, в котором хранились боеприпасы для береговой батареи.
По подземельям бункера можно прокатиться на велосипеде.
Общий вид бункера на фото декабря прошлого года:
Скамейки наверху уже нет... Вид из бункера на Куршский залив:
Мы пошли/поехали дальше по направлению к фундаменту артустановки, который я посещал в декабре прошлого года.
По пути мы случайно обнаружили фундамент ещё одной артустановки и обследовали его.
А здесь я уже был:
Иван осматривает подземный ход в фундаменте.
Артустановки расположены на склоне со стононы моря, а нам нужно перебраться на заливный склон. На вершине дюны мы проехали через точку, с которой открываются красивые виды:
Далее мы поехали по тропинке в сторону дюны Эфа.
С тропинки тоже открываются красивые виды на залив и посёлок Морское внизу. Обнаружили большую деревянную лестницу, ведущую в посёлок.
Чем ближе к дюне Эфа, тем выше рейтинг тропинки.
И вот, мы возле смотровой площадки попсового маршрута.
С площадки открывается вид на белые дюны.
Далее был спуск к автодороге частично по лестнице, частично сбоку от неё. До Танцующего леса ехали по шоссе. Обогнали большую группу Велочерепашек.
В 14:18 повернули к Танцующему лесу.
Это тоже попсовое место, но сам лес меня не интересовал, а интересовала возможность проехать от туда по лесным дорожкам в Рыбачий. В самом Танцующем лесу дороги не плохие.
Для пешеходов сделан настил, но нам по нему ехать не пришлось.
Роман Парфёнов предложил сделать купальную остановку на заливе.
Было ветренно, на заливе были волны. Но это не помешало нам искупаться.
Как видно на фото, до Рыбачего - рукой подать. И мы поехали дальше. Сначала ехали по противопожарной полосе.
А потом дорога и вовсе кончилась. Немного прогулялись по лесу пешком.
Вскоре дороги появились, но они все шли перпендикулярно нашему курсу. Нам же надо было двигаться вперёд на дюну Чёрную. Увидев впереди крутой подъём, я решил поискать путь на пологом склоне, и это была моя ошибка. Потому что мы приблизились к асфальтовой дороге, которую увидел Роман Парфёнов, а у него был уже сломлен боевой дух. И вот, стоим мы на развилке двух дорог - одна плохая и идёт в гору, а вторая хорошая и выходит на асфальт... Тут мои спутники и сломались. В 15:05 в точке с координатами 55.17122° СШ 20.84138° ВД Роман и Иван покинули команду, и дальше я поехал один.
Я заехал на дюну и оказался прямо под маяком посёлка Рыбачий.
Рядом располагается воинская часть с шарообразными куполами радаров.
В ограждении ВЧ имеются незакрытые калитки и спокойно можно попасть внутрь. Но я не рискнул этого сделать и обошёл ВЧ по периметру. Там, под маяком и вдоль ограждения валяется очень много колючей проволоки в траве. Поэтому там я шёл пешком. А от въезда в ВЧ пошла прекрасная бетонная дорога, по которой я лихо скатился вниз в Рыбачий.
Остановился понастальгировать возле гостиницы "Альтримо".
Вспомнилось, как мы ночевали в ней в феврале 2010-го после ледового перехода через Куршский залив.
Проехал по улице Набережной.
Затем направился на пирс.
С пирса через бухту Черногорскую открывается вид на маяк и купола радаров, которые я проезжал.
Заехал в центр посёлка подкрепиться тёмным напитком, поскольку топливный бак моего велосипеда был уже пуст.
На выезде из Рыбачего мне попалась церковь Сергия Радонежского:
Следующий интересный и первопроходный участок - грунтовка от Рыбачего к трассе по перемычке между озером и заливом. В ноябре 2018 года группа Фёдора Щербины уже проезжала эту перемычку по дороге вдоль озера Чайка. Я же решил проехать по параллельной дороге вдоль залива. Начало грунтового участка:
Вобщем-то неплохая грунтовка. Интересно, что грунт в этом месте не песчаный, как на всей остальной косе. В середине перемычки дорога слегка поросла травой:
Затем был лесной участок:
И выезд на трассу:
Средняя скорость на участке составила 9 км/ч. Далее по плану был выезд к морю и ещё одна купальная остановка.
Чтобы не ехать по одной и той же дороге, решил немного проехать/пройти по пляжу.
В 16:25 остановился для купания. Решил со стороны сфоткать как я купаюсь. Поставил фотоаппарат на таймер, побежал в воду, споткнулся о подводный камень и упал. Падая поднял руку вверх и в этот момент фотоаппарат сделал снимок. Получилось очень даже ничего.
Искупался, перекусил всё теми же нидскими бутерами и поехал дальше.
В 17:00 выкатился на асфальт. Далее меня ждал асфальтовый участок длиной 15 км,
который я проехал со средней скоростью 22 км/ч. В 17:41 свернул на тропинку, ведущую в Лесное.
Проехал через автокемпинг
и маяк,
прокатился по променаду.
А потом подумал, а куда же ведёт эта лестница?
Поднявшись по ней, я попал в ту часть Лесного, в которой я раньше не был, с буржуйскими домиками и кучей заборов.
Поехал по направлению на Зеленоградск, через какую-то калитку и по лесной тропе
снова выкатился на асфальт.
На этом участке я вспомнил про башню-дальномер, затерявшуюся где-то рядом с Королевским бором. В плане поездки её не было, и клуб там уже был. Сунулся, было в лес, но свернул не в тот поворот. Плюнул и поехал в Зеленоградск.
Перед вокзалом решил сделать почётный круг по променаду и встретил там Владимира Петропавловского, играющего на волынке.
Попросил его сделать финишное фото.
В 18:45 подъехал к железнодорожному вокзалу. А электричка на Калининград ушла в 18:44. А следующая - только в 20:00. А ещё на вокзале появились эти мерзкие рентгеновские рамки, так что я решил попытать счастья на автовокзале. И, о чудо, через пять минут подъехал нормальный высокопольный автобус с большим багажником, который и доставил меня вместе с велосипедом в Калининград.
Итого, на велосипеде пройдено 131 км
© Сергей Мезенов. Июль 2019.