Куршская авантюра-2. Летний ремейк

Код поездки: v1936
Дата: 27 июля 2019
Участники: Сергей Мезенов, [Роман Парфёнов, Иван Синилов]


карта маршрута

См. также трек, все фотографии, обсуждение на форуме.

Идея этой поездки родилась после первой, зимней авантюры в декабре 2018 года. Я попытался тогда собрать все достопримечательности, которые хотел бы посетить, и новые тропы, по которым хотел проехать, в один маршрут. Но из-за короткого зимнего светового дня, грандиозности плана и отставания от графика посмотреть удалось не всё. И вот, я решил довести задуманное до конца. Я ужасно не люблю асфальтовую автодорогу по Куршской косе, а чтобы быстро перемещаться от одного интересного участка до другого без неё не обойтись. Если бы старт был из Зеленоградска, пришлось бы два раза ехать по этой дороге. Поэтому я решил сделать старт из Советска и воспользоваться корабликом Шилуте - Нида, который ходит только в тёплое время года. Кораблик отправляется ежедневно из Шилуте в 8:30 по литовскому времени, а по нашему - в 7:30. Чтобы на него успеть, нужно выезжать из Советска очень рано.

Сбор был объявлен в 2 часа ночи возле погранперехода в Советске. Для калининградцев был предусмотрен предстартовый отдых в саду у моей тёщи в Советске. Этой опцией решили воспользоваться Роман Парфёнов и Иван Синилов.

В пятницу после работы я решил поехать в Советск на поезде, но не как обычно, с Южного вокзала, а со станции Гурьевск-Новый. Во-первых, дешевле. Во-вторых, меня бесят проверки вещей на Южном вокзале и необходимость разгружать и заново загружать велосипед. До поезда было много времени, и я решил съездить на разведку пикниковых мест для детских поездок на берегу водохранилища на реке Гурьевке. Правый берег весь в заборах, а на левый берег я попасть не смог. Хотел переехать туда по пешеходному мостику над водосбросной плотиной водохранилища, но какие-то уроды уже успели там поставить забор с двух сторон, типа частная территория, проникновение преследуется по закону и т.п. А ведь через этот мостик люди ходили из Гурьевска в Кумачёво, и ещё этой зимой там было всё открыто...

На станции Гурьевск-Новый я встретил Романа Парфёнова. Сели в поезд. С Южного вокзала там уже ехал Иван Синилов.

Едем на поезде в Советск. На фото Роман Парфёнов и Иван Синилов

А ещё с нами в поезде ехали четверо палаточных велотуристов во главе с Фёдором Калининым. Они собирались ехать в Клайпеду на день моря, в Палангу и обратно - по косе.

С нами в поезде ехал Фёдор Калинин со своей группой. Они поехали в Палангу

Мы даже вместе доехали по площади Ленина, где я остановился, чтобы зайти в гостиницу к банкомату. Затем мы закупились продуктами в магазине

Заехали в магазин, чтобы затариться на ночь

и переместились в сад, в беседку. Там был вкусный ужин от тёщи, посиделки, приходила Андриана с детьми...

Отдыхаем в беседке в ожидании старта

В 1:42 выдвинулись к объявленному месту сбора

01:42 утра. Пора выезжать!

К двум часам к погранпереходу больше никто не подъехал. Границу пересекли вместе с заходом в дьютик минут за двадцать.

Проезжаем по мосту Королевы Луизы

Литовский таможенник не поверил, что мы едем на Куршсую косу посреди ночи, и порылся в наших вещах. В Литве - сплошная темень. Во всём Пагегяе горело всего несколько светодиодных фонарей на железнодорожном переезде. Мы сделали там остановку, чтобы продегустировать то, что купили в дьютике.

В Литве все населённые пункты погружены во тьму, а свет есть только на переездах. Сделали остановку на переезде в Пагегяе

Поехали дальше. Температура воздуха, судя по информационному табло на заправке, была +18°C. Попутный ветер. Машин нет. Красота! Я даже не утеплялся, так и ехал всё время в футболке и шортах. Как-то незаметно переместились в Стонишкяй. Там тоже переезд со светом. Сделали ещё одну дегустационную остановку.

Следующая остановка - переезд в Стонишкяе

Едем дальше.

Едем в темноте по трассе 141

Стало рассветать.

Ветряки на фоне предрассветного неба

Сделали санитарную остановку в Кугеляе.

Остановка Кугеляй

Восход солнца застал нас, когда мы проезжали поле с тюками сена. Остановились, чтобы сделать фотосессию.

Остановились встретить восход солнца. На фото Сергей Мезенов и Иван Синилов

Восход солнца

Вместе с солнцем на трассе 141 появились машины. До корабля ещё много времени, поэтому я решил переехать на параллельную дорогу, которая была слегка грунтовой на учатке Кантеришкяй - Ужлекняй.

До корабля ещё много времени. Чтобы не приезжать слишком рано, поехали по параллельной ПГС-ке

А дальше пошёл идеальный асфальт, и мы продолжили кайфовать от скорости и отсутствия машин на дороге.

Которая вскоре превратилась в идеальный асфальт

Ребята увидели картофельное поле и предложили взять на завтрак картошки, что и было сделано.

Иван набирает на завтрак картошки

В Пагриняе слева пошла велодорожка. Сначала она была очень поганого качества, но потом её рейтинг вырос.

В Шилуте началась велодорожка

После пересечения по мосту речки Шиши мы заметили ещё одну велодорожку, которая шла по дамбе этой реки, и поехали по ней.

Велодорожка идёт по дамбе реки Шиши

Эта велодорожка привела нас к памятнику сому.

Дёргаем сома за усы

Удивительно, но именно по этой речке мы поплывём на корабле

Речка Шиша в Шилуте

Ещё немного, и мы - в порту Шилуте. Прибыли мы туда в 5:51.

Приехали в порт Шилуте

В порту открыто и никого нет. Мы отправились искать наш кораблик. Нашли. Затем мы расположились в закрытой уличной кафешке.

Ждём кораблика в кафешке на пристани

К нам подошёл мужик, мы сказали что ждём кораблик в Ниду. Он сказал, что т.к. мы не купили заранее билеты, то на тот кораблик, на который я рассчитывал, мы не попадём, т.к. свободных мест там нет, но будет ещё один кораблик, и нас скорей всего возьмут туда. Вот он на фото:

Наш кораблик

Через некоторое время приехал капитан на "ягуаре" и сказал то же самое. Капитан с помощником отправились драить палубу. Тем временем мы сварили картошку на горелке

Варим картошку, которую мы набрали утром

и позавтракали.

Завтрак туриста

Кафешка, кстати, очень комфортная. С мягкими диванами и пледами. Даже немного вздремнуть удалось. В 7:19 началась посадка на корабль. Велосипеды помогал загружать капитан.

Грузим велосипеды на корабль

В 7:36 от пристани отошёл первый корабль,

От пристани в Шилуте отходят сразу два корабля

а за ним и мы. Я в анонсе написал, что билет будет стоить 13 евро, но т.к. мы пошли на менее комфортном и более медленном корабле, то переправа в Ниду с велосипедом нам обошлась всего в 8 евро с каждого.

Билет

Думаю, разница в пути в 15 минут не стоит 5 евро. Да и на верхней палубе на свежем воздухе гораздо интересней, чем в комфортном закрытом салоне водного трамвайчика. Так что лучше не покупайте на этот рейс билеты заранее через Интернет. Кстати, вот сайт, с расписанием и ценами. Там есть и другие водные маршруты. Шилуте - самая дальняя точка, от куда отправляются регулярные рейсы на косу. Поэтому до залива нужно идти по рекам, а общая длина водного маршрута составляет 30 км. Сначала мы шли по узкому извилистому руслу Шиши. Примерно как у рек Луговая или Тимбер. Здесь ограничена скорость (около 10 км/ч), и мы догнали и встали в хвост водному трамвайчику.

Догнали первый кораблик

Интересно, а как там встречные корабли расходятся? Помощник капитана угостил всех пассажиров карпом.

Всех пассажиров бесплатно угостили рыбой

Когда вышли в Атмату (правый рукав Немана), трамвайчик угнал вперёд, а мы разогнались только до 15 км/ч. На берегу Атматы было много отдыхающих с палатками.

Народ отдыхает с палатками на берегу

В 8:48 мы вышли в залив.

Выходим в Куршский залив мимо многочисленных островов

Движуха, конечно, там в заливе большая. Яхты всякие шныряют туда-сюда...

Обгоняем яхту

Маршрут до Ниды обозначен буями.

Понтон посередине залива

Капитан зафиксировал штурвал и вышел на палубу поболтать. Рассказывал, что он раньше жил в Сосновке и что вообще часто в Калининградской области бывает, и даже на корабле через водный пункт пропуска к нам ходил. Говорит, геморроя с пересечением границы по воде очень много. Ещё сказал, что он вообще работает на водном трамвайчике, а этот корабль у них запасной - на случай, когда туристов очень много, и в трамвайчик все не помещаются. Вот это, я понимаю, серьёзный подход. Когда мы в 2017-м в непогоду ездили Вокруг литовской части Куршского залива все остальные рейсы были отменены, а Шилутская переправа работала, но нам она из-за неудобного расписания тогда не подошла. Кораблик всё норовил сбиться с курса и повернуть в Россию. Капитан несколько раз корректировал курс. Вот и дюны появились на горизонте.

Велосипеды и девушки

Перед косой прошёл небольшой дождик и прогнал пассажиров с верхней палубы в крытый кормовой салон.

Пассажирский салон на корме кораблика

В 9:56 мы сошли на берег в порту Ниды и поехали дальше. Переправа заняла 2 часа 20 минут.

Сошли на берег, поехали дальше

И сразу же направились в магазин "Максима". Иван Синилов остался сторожить велосипеды.

Иван Синилов возле в магазина в Ниде

Купили хлеба с колбасой и поехали по велодорожке в сторону Клайпеды

Велодорожка вдоль залива

Едем по лесной велодорожке

На велодорожке стоит неприметный такой указатель:

Указатель на дюну Вецекруго

Это - первая из достопримечательностей, вынужденно пропущенная мной зимой. Вот фотография этой дюны снизу, сделанная в декабре:

Обеденная остановка перед Нидой. Хотели залезть на дюну, что на заднем плане, но потом решили - ну нафиг!

Я думал, что подниматься придётся по песку. Приятной неожиданностью стала подсыпанная ПГС дорожка, по которой мы все просто заехали на дюну. Ну, почти все...

Заезжаем на дюну по дороге из ПГС

Не вершине одиноко стоит деревянная табличка и никаких информационных стендов. Как я потом дома выяснил - это самая высокая точка Куршской косы - 67,2 метра над уровнем моря.

Дюна Вецекруго - наивысшая точка Куршской косы. 67.2 метра над уровнем моря

Небольшой привал, кушаем бутеры с колбасой, фотографируемся.

Роман и Иван на смотровой площадке дюны Вецекруго на фоне моря

Сергей Мезенов на фоне залива

А теперь - на море! Лихо скатываемся вниз, пересекаем асфальт, едем по деревянному настилу через дюны.

Приехали к морю

Первая купальная остановка. Располагаемся на пляже, снова кушаем бутеры, пьём напитки.

Купальная остановка 1

Купаемся.

Иван Синилов купается

Велотема на фоне моря

Освежившись выкатываемся на трассу и движемся в сторону границы. Кстати, там стоял знак "движение на велосипедах запрещено", но не переваливаться же ещё раз через Вецекруго.

Едем в сторону Калининграда

В Ниде началась параллельная трассе велодорожка, и мы поехали по ней. На ней было много велосипедистов.

На ней много велосипедистов

Даже когда кончился асфальт мы продолжили движение по грунтовым тропинкам до самой запретной зоны перед границей.

Асфальт кончился, едем по грунтовой дорожке

Границу песесекли удивительно быстро. Всего за 8 минут. Навстречу ехала какая-то группа велосипедистов. Они распознали в нас КБТ, но перепутали меня с Кузнецовым. В 12:33 подъехали к будке, в которой дерут со всех деньги. Бабка-кассирша спит, сбоку от шлагбаума калитка открыта. Но мы не стали наглеть. Бабка очень обрадовалась, что мы заплатили не карточкой, а наличкой... В 12:45 выезжаем из заповедной зоны рядом с границей.

А это уже российская часть куршской косы

В заповедной зоне, кстати, нельзя находиться вне дорог и можно нарваться на большой штраф, а вот в особо охраняемой - можно. На повороте на Морское сделали кофейно-мороженую остановку.

Кофейно-мороженая остановка в Морском

Съехали с основной трассы, проехали немного в сторону Морского и свернули на бетонную дорогу, поднимающуюся в горку.

Свернули на дорогу к бункерам

В 13:18 сделали остановку для осмотра бункера, в котором хранились боеприпасы для береговой батареи.

Бункер, в которм был склад боеприпасов

По подземельям бункера можно прокатиться на велосипеде.

Подземная велоэкскурсия

Общий вид бункера на фото декабря прошлого года:

Бункер в Морском со скамейкой наверху

Скамейки наверху уже нет... Вид из бункера на Куршский залив:

Велотема на выезде из бункера

Мы пошли/поехали дальше по направлению к фундаменту артустановки, который я посещал в декабре прошлого года.

Движемся дальше по маршруту

По пути мы случайно обнаружили фундамент ещё одной артустановки и обследовали его.

Развалины первой артустановки

Подземый ход

А здесь я уже был:

Вторая артустановка

Иван осматривает подземный ход в фундаменте.

Осматриваем её

Артустановки расположены на склоне со стононы моря, а нам нужно перебраться на заливный склон. На вершине дюны мы проехали через точку, с которой открываются красивые виды:

Любуемся красивыми видами

Сергей Мезенов на фоне Куршского залива

Далее мы поехали по тропинке в сторону дюны Эфа.

Едем по тропинке к дюне Эфа

С тропинки тоже открываются красивые виды на залив и посёлок Морское внизу. Обнаружили большую деревянную лестницу, ведущую в посёлок.

Лестница в пос. Морское

Чем ближе к дюне Эфа, тем выше рейтинг тропинки.

Наша тропинка

И вот, мы возле смотровой площадки попсового маршрута.

Смотровая площадка на дюне Эфа

С площадки открывается вид на белые дюны.

Вид со смотровой площадки

Далее был спуск к автодороге частично по лестнице, частично сбоку от неё. До Танцующего леса ехали по шоссе. Обогнали большую группу Велочерепашек.

Догнали на трассе каких-то черепашек

В 14:18 повернули к Танцующему лесу.

Здесь многолюдно

Это тоже попсовое место, но сам лес меня не интересовал, а интересовала возможность проехать от туда по лесным дорожкам в Рыбачий. В самом Танцующем лесу дороги не плохие.

Едем по танцующему лесу

Для пешеходов сделан настил, но нам по нему ехать не пришлось.

Пешеходный маршрут по танцующему лесу

Роман Парфёнов предложил сделать купальную остановку на заливе.

Купальная остановка №2. На заливе

Было ветренно, на заливе были волны. Но это не помешало нам искупаться.

Иван купается в заливе

Как видно на фото, до Рыбачего - рукой подать. И мы поехали дальше. Сначала ехали по противопожарной полосе.

Едем дальше по противопожарной полосе

А потом дорога и вовсе кончилась. Немного прогулялись по лесу пешком.

Прогуливаемся по лесу

Вскоре дороги появились, но они все шли перпендикулярно нашему курсу. Нам же надо было двигаться вперёд на дюну Чёрную. Увидев впереди крутой подъём, я решил поискать путь на пологом склоне, и это была моя ошибка. Потому что мы приблизились к асфальтовой дороге, которую увидел Роман Парфёнов, а у него был уже сломлен боевой дух. И вот, стоим мы на развилке двух дорог - одна плохая и идёт в гору, а вторая хорошая и выходит на асфальт... Тут мои спутники и сломались. В 15:05 в точке с координатами 55.17122° СШ 20.84138° ВД Роман и Иван покинули команду, и дальше я поехал один.

Иван и Роман дезертируют на асфальт

Я заехал на дюну и оказался прямо под маяком посёлка Рыбачий.

Маяк на дюне Чёрной в Рыбачем

Рядом располагается воинская часть с шарообразными куполами радаров.

И воинская часть рядом

В ограждении ВЧ имеются незакрытые калитки и спокойно можно попасть внутрь. Но я не рискнул этого сделать и обошёл ВЧ по периметру. Там, под маяком и вдоль ограждения валяется очень много колючей проволоки в траве. Поэтому там я шёл пешком. А от въезда в ВЧ пошла прекрасная бетонная дорога, по которой я лихо скатился вниз в Рыбачий.

Дома в Рыбачем

Остановился понастальгировать возле гостиницы "Альтримо".

А в этой гостинице мы ночевали в феврале 2010 года после ледового перехода через Куршский залив

Вспомнилось, как мы ночевали в ней в феврале 2010-го после ледового перехода через Куршский залив.

Проехал по улице Набережной.

Улица Набережная в Рыбачем

Затем направился на пирс.

Пирс в Рыбачем

С пирса через бухту Черногорскую открывается вид на маяк и купола радаров, которые я проезжал.

Вид на ВЧ и маяк с пирса

Заехал в центр посёлка подкрепиться тёмным напитком, поскольку топливный бак моего велосипеда был уже пуст.

Сергей Мезенов подкрепляется тёмным напитком

На выезде из Рыбачего мне попалась церковь Сергия Радонежского:

Вид с другой стороны

Следующий интересный и первопроходный участок - грунтовка от Рыбачего к трассе по перемычке между озером и заливом. В ноябре 2018 года группа Фёдора Щербины уже проезжала эту перемычку по дороге вдоль озера Чайка. Я же решил проехать по параллельной дороге вдоль залива. Начало грунтового участка:

Начало интересного грунтового участка

Вобщем-то неплохая грунтовка. Интересно, что грунт в этом месте не песчаный, как на всей остальной косе. В середине перемычки дорога слегка поросла травой:

В середине участка рейтинг дороги снизился

Затем был лесной участок:

А после въезда в лес стал расти

И выезд на трассу:

Выезд на трассу

Средняя скорость на участке составила 9 км/ч. Далее по плану был выезд к морю и ещё одна купальная остановка.

К морю!

Чтобы не ехать по одной и той же дороге, решил немного проехать/пройти по пляжу.

Тест пляжа на проезжаемость закончился неудачей. Хотя несколько десятков метров велосипед всё же проехал

В 16:25 остановился для купания. Решил со стороны сфоткать как я купаюсь. Поставил фотоаппарат на таймер, побежал в воду, споткнулся о подводный камень и упал. Падая поднял руку вверх и в этот момент фотоаппарат сделал снимок. Получилось очень даже ничего.

Купальная остановка №3

Искупался, перекусил всё теми же нидскими бутерами и поехал дальше.

Дорожка от моря к трассе

В 17:00 выкатился на асфальт. Далее меня ждал асфальтовый участок длиной 15 км,

Еду по трассе

который я проехал со средней скоростью 22 км/ч. В 17:41 свернул на тропинку, ведущую в Лесное.

Въезжаю в Лесное по лесной тропинке

Проехал через автокемпинг

Через автокемпинг

и маяк,

Маяк в Лесном

прокатился по променаду.

И по новой части променада тоже

А потом подумал, а куда же ведёт эта лестница?

Поднимаюсь с променада по этой лестнице

Поднявшись по ней, я попал в ту часть Лесного, в которой я раньше не был, с буржуйскими домиками и кучей заборов.

Еду мимо каких-то заборов

Поехал по направлению на Зеленоградск, через какую-то калитку и по лесной тропе

Снова по лесной тропинке

снова выкатился на асфальт.

Выехал на асфальт

На этом участке я вспомнил про башню-дальномер, затерявшуюся где-то рядом с Королевским бором. В плане поездки её не было, и клуб там уже был. Сунулся, было в лес, но свернул не в тот поворот. Плюнул и поехал в Зеленоградск.

Въезд в Зеленоградск

Перед вокзалом решил сделать почётный круг по променаду и встретил там Владимира Петропавловского, играющего на волынке.

На променаде в Зеленоградске встретился Владимир Петропавловский

Попросил его сделать финишное фото.

Финишное фото

В 18:45 подъехал к железнодорожному вокзалу. А электричка на Калининград ушла в 18:44. А следующая - только в 20:00. А ещё на вокзале появились эти мерзкие рентгеновские рамки, так что я решил попытать счастья на автовокзале. И, о чудо, через пять минут подъехал нормальный высокопольный автобус с большим багажником, который и доставил меня вместе с велосипедом в Калининград.

Я приехал на вокзал через минуту после отправления электрички, а следующую было долго ждать. Так что поехал в Калининград на автобусе.

Итого, на велосипеде пройдено 131 км

© Сергей Мезенов. Июль 2019.