В начале апреля я вас познакомил с литовской частью Куршской косы – уникального природного заповедника, включенного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Тогда я с друзьями из нашего калининградского велотуристического клуба "Koenig Bicycle Team" съездил в увлекательное вело-путешествие
в страну бесконечных песчаных дюн, высоких сосен и освежающего моря. Тогда мы посетили литовские поселки: Нида (лит. Nida), Прейла (лит. Preila), Пярвалка
(лит. Pervalka) и Юодкранте (лит. Juodkrantė), а также покорили высоты дюны Парнидиса (лит. Parnidžio kopos) и "Горы ведьм".
Данный маршрут настолько красив и безопасен для велосипедистов, что по нему можно кататься практически в любой сезон года. Шикарные велодорожки, многочисленные места
для отдыха, гостеприимные хозяева многочисленных кафе и ресторанчиков.
На этот раз, учитывая раннее наступление сумерек и присутствие в нашей команде детей,
организатор велопробега Игорь Виноградов решил не включать на этот раз в маршрут Юодкранте, сделать его немного покороче, но зато добавить что-то новенькое. А что именно,
я расскажу чуть позже.
Итак, мы собрались рано утром на одной из площадей Калининграда, загрузили велосипеды в микроавтобус, и выехали на автомобилях в сторону
пос. Морское – конечного населенного пункта российской части Куршской косы перед литовской госграницей. Там, на оборудованной стоянке у красивейшего озера Лебедь, к нашей
группе присоединились остальные участники велопробега, добравшиеся сюда своим ходом. Группа получилась внушительной – 29 человек. Тем самым был побит апрельский рекорд
этого маршрута.
02.
03.
04.
Традиционное стартовое фото всех участников, последняя проверка велосипедов, и все дружно покатили в сторону границы. Здесь я хочу сказать несколько слов о погоде. На 19 октября
прогноз более чем радовал. Солнечно, без осадков, + 17 градусов… Идеальная погода для велопрогулки… Но, подобной погоды даже не предвиделось. Серое пасмурное небо и начавшийся
дождь для большинства стало большой неожиданностью. Дело в том, что все посмотрели погоду в Калининграде, забыв, что, благодаря уникальному климату нашего региона, уже
в 100 километрах от города погода может быть абсолютно противоположной. Так и произошло.
05.
06.
07.
Пройдя КПП на государственной границе Россия-Литва, мы поехали к первой точке нашего маршрута – "
Литовской Сахаре", как называют литовцы дюну Парнидиса
(лит.
Parnidžio kopos). Это место, с вершины которой открывается шикарный вид на Куршский залив, Балтийское море и порт пос. Нида, даже попало в книгу Патриции Шульц
"1000 мест, какие нужно увидеть перед смертью".
08.
09. Граница пройдена.
10.
11.
На вершину дюны, на которой расположены уникальные гигантские солнечные часы, ведет асфальтированная дорога, однако, подняться на велосипедах на высоту в 52 метра по крутому
и длинному склону – задача, для многих, не из легких. В прошлый раз я так и не смог проехать всю дистанцию без остановки… на половине дистанции ноги становились свинцовыми
и просто отваливались. В этот раз, благодаря активному вело-сезону и тренировкам, я без проблем преодолел всю дистанцию на двух колесах.
12.
13.
14.
15.
Пасмурная погода добавляла атмосферности и драматичности пейзажу. Помнится, я даже был рад этому, так как снимков при такой погоде с этой точки у меня еще не было
в фотоколлекции.
16.
Дальше у нас по плану была Нида, до которой можно было добраться, спустившись с дюны по деревянной лестнице к началу удобной велодорожки. Но, в этот раз, Игорь решил добавить
в наш маршрут немного экстрима и предложил всем желающим с ветерком прокатиться между деревьев по песчаному спуску в кросс-кантри стиле.
17.
18.
19.
Это было незабываемо… Высокая скорость, фонтаны песка из-под колес, мелькающие в опасной близости слева и справа стволы деревьев, коварные повороты и даже небольшие прыжки
с неровных участков трассы. Одна ошибка – и можно было полететь кубарем с дюны или обняться с деревом. К счастью, все отважившиеся на такой спуск благополучно достигли подножия
дюны, где подождали остальных участников нашей группы, спускавшихся пешком.
В Ниде была запланирована остановка у магазина "Maxima", где можно было запастись едой
и питьем для дальнейшей дороги. Я же решил в это время посетить красивый рыболовный и пассажирский порт Ниды.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Здесь со мной произошло небольшое неприятное приключение, которое я сам же и создал… А произошло вот что… На портовом пирсе я заметил огромное скопление чаек и уток.
Идеальная картинка для фотографа, но я решил сделать кадр интереснее, для чего мне требовалось вспугнуть это птичье царство. Держа одной рукой фотокамеру на спуске затвора я,
не снижая скорости, направил велосипед в сторону птиц. Расстояние стремительно сокращалось. Заметив меня, чайки с утками поспешили покинуть опасную зону,
что мне и требовалось.
26.
И тут у меня в голове проскочила мысль, что скорость слишком высокая и, скорее всего, на ходу у меня не получится сделать ни одного четкого кадра. Нужно было остановиться,
чтобы сделать хоть один статичный кадр. Счет шел на секунды… Еще мгновение и птицы будут уже далеко. Я жму по тормозам, забыв, о скорости. Гидравлика работает исправно,
и я чувствую, как меня вырывает из сиденья велосипеда. Каким-то чудом я удержался на ногах, снеся при этом фонарь на руле и переднее крыло. Чтобы улететь с пирса в холодные
воды Куршского залива вместе с фотокамерой мне, к счастью, не хватило буквально 30 сантиметров. Я отделался легким испугом… Стоило ли так рисковать ради сомнительного фото?
Конечно, нет! В следующий раз буду внимательнее, а чайки, наверное, еще долго будут пересказывать эту историю своим детям…
27. Через несколько секунд после происшествия...
А дальше были поселки Прейла и Пярвалка, которые мы пролетели очень быстро. Останавливаться здесь, в отличие от весенней поездки, я не стал, поэтому фотографий не будет,
а о самих поселках я подробно рассказал в апрельском отчете.
28.
29.
30.
За Пярвалкой началась лесная часть нашего маршрута. Чистейший воздух, хруст веточек и шишек под колесами, шорох листьев и осенние краски… Все это – Куршская коса, удивительное
место между заливом и морем.
31.
32.
33.
Достигнув места, где велодорожка пересекает автомобильную Клайпедскую трассу, мы сделали остановку. В этом месте начинается природный резерват Наглю (лит.
Naglių rezervate),
площадью в 1680 Га. В резервате можно ходить только по специальным тропинкам.
34.
35.
Весной мы здесь практически не задержались, укатив дальше в сторону моря и Юодкранте, а сегодня это была конечная точка нашего вело-маршрута.
В этом месте начинается пеший маршрут на еще одну знаменитую литовскую дюну – Наглю, о которой я ранее вообще не знал. Ее посещение и было главным отличием осеннего
вело-маршрута от апрельской поездки. За что хочется сказать большое спасибо Игорю!
36.
От остановки, где мы оставили свои велосипеды, до вершины дюны надо было преодолеть около километра пешком. Эти дюны еще называют Мертвыми или Серыми, так как под ними
похоронены несколько деревень, о чем я расскажу подробнее в отдельной статье об этом месте.
К вершине дюны ведет деревянный настил, однако он тянется не до конца
и часть пути приходится идти по песку, подобно путнику, затерявшемуся в пустыне. Это нелегко, но усилия того стоят. С вершины дюны открывается красивый вид на Косу, залив
и Балтийское море.
37.
38.
39. На заднем плане Балтийское море.
Как и в прошлый раз, обратный путь до Ниды получился очень быстрым. Отличное настроение, любимая драйвовая музыка в наушниках и хороший велосипед. Пролетев пройденный
участок и поселки на одном дыхании, до места отдыха возле Ниды я добрался самым первым и еще минут 15 ждал остальную компанию.
40.
41.
42. Куршский залив.
43.
44.
45.
А
дальше была Нида и последний участок до госграницы. Последние формальности, штампик в паспорте, магазин duty-free и вперед к финишу к озеру Лебедь. Осеннее вело-путешествие
получилось крайне интересным и запоминающимся, которому не помешала ни пасмурная погода, ни моросящий дождик, ни приключение на пирсе. Общая дистанция пройденного
маршрута составила 64 километра. Ну, а на следующий год нас вновь ждет этот полюбившийся маршрут под названием "Весенняя Неринга 2015"!
46.
47.
48.
© Андрей Румянцев. Октябрь 2014.