Куршская авантюра

Код поездки: v1871
Даты: 14-15 декабря 2018
Участники: Сергей Мезенов, Андрей Подсумкин


карта маршрута


См. также все фотографии, трек, эти фотографии на Яндекс-диске, обсуждение на форуме

Идея этой поездки возникла примерно летом этого года, когда я узнал о возобновлении пассажирского железнодорожного сообщения между Шилуте и Клайпедой. Обычно я использовал Куршскую косу как транзитную трассу Зеленоградск - Клейпеда и проезжал её быстро, без заезда во всякие интересные места, а когда организовывал поездки из Зеленоградска с посещением всех достопримечательностей, то доезжал только до дюны Эфы, т.к. времени ехать дальше не было - нужно было возвращаться на электричку в Зеленоградск. Я попытался собрать все достопримечательности, которые хотел бы посетить, и новые тропы, по которым хотел проехать в один маршрут. Он получился сложным, но почему бы не попробовать? Так получилось, что выходные 15-16 декабря оказались для меня последними свободными выходными, в которые я мог куда-то вырваться. И захотелось завершить этот велогод достойно. Не какой-нибудь 50-километровой пья черепашьей покатушкой, а серьёзным велопробегом с трёхзначной дистанцией. И я вспомнил о своей летней задумке.

Анонс на сайте, видимо, оказался очень злым, и на него никто не откликался. Я был уже уверен, что поеду один, но тут позвонил некий Андрей Подсумкин и записался в поездку.

В пятницу утром я на загруженном веле отправился на работу, после которой заехав на Московский рынок и в шавермочную Пита-бул в Бауцентре, прибыл на вокзал за час до отправления поезда.

Велосипед Сергея Мезенова на фоне Южного вокзала

Как и ожидалось, охрана заставила меня снять торстен и пропустить через аппарат досмотра багажа, после чего я отправился в зал ожидания смотреть РЖДшные мультики в стиле пластилиновой вороны. Через некоторое время приехал Андрей Подсумкин. Когда приезжают новички, всегда есть опасение, что приедет какой-нибудь безбашенный чел, только что купивший себе велосипед, увидивший где-то краем глаза репост объявления о поездке, не вчитавшийся в подробности и решивший поехать. Но оказалось, что всё нормально. Андрей недавно переехал к нам из Казахстана, занимается велотуризмом, марафонским бегом и альпинизмом, не ест мясо и совсем не пьёт.

Ждём поезд на Советск. На фото Андрей Подсумкин

Подъехал наш поезд, мы погрузились и поехали. Андрею удалось даже поспать,

Андрей Подсумкин спит в поезде

а я всю дорогу караулил наши велы

Наши велы в поезде

В 20:33 наш поезд прибыл в Советск.

Я люблю Советск

Оказалось, что Андрей здесь ещё ни разу не был. Поэтому я решил проехать через площадь Ленина и по центральной пешеходной улице Победы. Сфотографировались со старым трамваем

Сергей Мезенов на фоне трамвая

Следующий пункт маршрута - это заезд к моим тёще и тестю. Официальная версия - заправить термос, а на самом деле у тестя вчера был день рождения, а я привёз ему подарок. Быстро уехать не получилось. Нас накормили вкусным ужином и даже хотели оставить ночевать, но мы вежливо отказались. Мне всучили коробку с бутерами и салатом оливье, а также пол-бутылки коньяка (чтоб не замёрз в лесу), оставшихся с праздника.

Заехали заправить термос к родственникам Сергея, и нас накормили ужином

Следующая остановка - магазин Семья, где я купил три бомжпакета, два пудинга, и две 1,5 литровых бутылки воды, которая случайно оказалась газированной. Андрей взял литр обычной воды. Мы пересекли границу по мосту Королевы Луизы

Андрей на мосту Королевы Луизы

и в 22:17 оказались в Литве.

Пересекли границу

В Пагегяе в городском парке посетили рождественскую композицию

Сергей на фоне рождественской композиции

рядом с ёлкой

Ёлка в Пагегяе

и протестировали сани Санта Клауса.

Андрей в санях Санта Клауса

В 22:53 мы выехали из Пагегяя и направились по 141-й дороге на северо-запад. Машин было мало. Где-то на границе пагегяйского и шилутского районов наглые литовские менты, сопровождавшие крупногабаритный кран, не переключились с дальнего на ближний свет, выехали на встречку и оттеснили нас на обочину. Я подумал что по трассе ехать не очень прикольно, и в 23:40 мы свернули в Усенае на параллельную дорогу через Пашишяй. Я заранее изучил этот вариант проезда по спутниковым снимкам. Этот путь был на 3 км длинее и имел два незаасфальтированных участка общей длиной 7 км. Ровно в полночь мы сделали санитарную остановку на первом таком участке.

Остановка в ночи перед Пашишяем

В 0:22 мы без остановки проехали Пашишяй - достаточно крупный посёлок с заасфальтированными улицами, после которого снова закончился асфальт. А потом он резко начался, прямо посреди поля. Такие вот интересные второстепенные литовские дороги. В 0:49 мы сделали 16-минутный чайный привал на автобусной остановке в лесу. От туда и до Шилуте уже недалеко. В 1:15 выезжаем на окружную дорогу Шилуте с круговыми развязками.

Андрей на развязке обхода Шилуте

В 1:23 сворачиваем с неё в лес и через 4 минуты прибываем на место ночёвки. Место красивое - на изгибе обрывистого берега реки Шиши. Жаль, сфотографировать его не удалось в темноте. Андрей пытается меня убедить, что костёр не нужен и можно заваливаться спать так. В общем, понятно, что у них в Казахстане с дровами напряжёнка, но я привык ночевать с костром. Мелких дров в лесу много, только вот крупных нифига нет. Видимо, этот лес считается парковой зоной и его чистят от сухостоя. Собираем дрова, быстро развожу костёр и устраиваю себе лежанку рядом с ним. Новой экспериментальной фишкой является сооружение теплового экрана из защитного покрывала, выданного мне когда-то давно на работе. Идея проста - чтобы не мёрзла спина, разместить за ней отражающее инфракрасное излучение полотно, которое дополнительно будет ещё и защищать от ветра. Я выбрал как раз такое место, чтобы с наветренной стороны росли два маленькие деревца, закрепил на них скотчем полотно, а также с помощью скотча (вместо верёвки) нагнул оба дерева в сторону моей лежанки и костра. И вот что получилось:

С 1:30 по 6:00 ночуем в лесу. Сергей устроил себе лежанку у костра с тепловым экраном. Андрей предпочёл ночевать в палатке.

Правда, когда я спал, я надел ещё тёплую куртку и накрыл ноги расстёгнутым летним спальником. Перед сном я перекусил бутерами, пудингом и выпил чаю с коньяком. Бомжпакет заваривать не стал. Ещё я повесил с помощью скотча на дерево радио и всю ночь слушал музыку. В 2:30 мы легли спать. Андрей предпочёл более традиционный способ ночёвки - в палатке. Т.к. дрова были небольшого калибра, они быстро прогарали. Когда становилось холодно, я не вставая с коврика протягивал руку и пододвигал несгоревшие части дров в середину костра. К середине ночи все дрова сгорели, и мне пришлось пробежаться по лесу и набрать ещё охапку. Во время ночной пробежки я нашёл поваленную сухую сосну диаметром 10 см, но разделывать её топориком мне было уже лень, тем более, что спать осталось совсем чуть-чуть. Я хлебнул ещё коньяка и завалился спать уже до самого звонка будильника. А будильник прозвенел в 5:30. Преимущество ночёвки без палатки - это быстрый подъём. Из палатки всегда лениво вылезать, а тут встал, быстро собрался и поехал. Можно было и позже встать, но Андрей попросил сделать подъём пораньше, ведь ему ещё надо было собрать палатку. В 6:00 мы уже начали движение на велах. Выехали из леса и поехали в сторону станции.

Подъезжаем к станции Шилуте

На станции мы увидели трёхвагонный дизель-поезд РА-2 российского производства и какую-то буржуйскую автомотрису. Они стояли вдали от платформы.

Увидели два поезда, подъехали к ним, но рядом не оказалось перрона

Я спросил машиниста автомотрисы, поедет ли он в Клайпеду. Он ответил что-то по-литовски, я понял, что нет. Тогда мы поехали на платформу,

Андрей на станции Шилуте

куда в скором времени подкатил РА-2.

Сергей на фоне поезда на станции Шилуте

Интересно, что из Шилуте до Клайпеды зимой в расписании есть целых четыре поезда, даже по рабочим дням. Не то, что у нас... Вот бы до Пагегяя ещё сделали... Загрузились в поезд. Я сфоткал кабину машиниста через незакрытую дверь.

Кабина машиниста

В поезде в головных вагонах имеются крепления для вертикального подвешивания велосипедов, в одном из вагонов установлен даже кофейный аппарат. Кондуктор не говорит ни по-русски, ни по-английски. Содрал с меня 11 евро с копейками. Оказалось, это за всех нас вместе с велосипедами. Стоимость проезда одного человека стоит 4 евро, провоз велосипеда 1.8 евро. Расстояние - 50 километров. В поезде мы ещё немного поспали.

Андрей снова спит в поезде

В 7:35 мы приехали в Клайпеду.

Вышли на станции Клайпеда

У нас есть 25 минут, чтобы успеть на паром. Едем через парк, фоткаем каменного велосипедиста

Каменный мужик на велосипеде в Клайпеде

Через дворы выезжаем на набережную реки Дане. Фотографируемся с парусным судном Меридиан.

Андрей на фоне парусного судна в Клайпеде

Всё вокруг наряжено, литовцы готовятся к Рождеству.

Едем по набережной реки Дане к парому

Подъезжаем к старой паромной переправе. Автоматы продающие билеты не работают. Покупаем билеты в кассе.

Андрей покупает билеты на паром

Проезд с велосипедом стоит 80 центов. Когда мы проходили турникет, к нам подбежала бешеная тётка. Она подумала, что мы вдвоём хотим пройти по одному билету, но обломалась. С билетами было всё в порядке. Паром оказался тоже красиво украшен всякими рождественскими гирляндами.

Участники поездки на пароме

На пароме, как и в поезде, тоже есть кофейный аппарат. Я взял себе кружечку кофе за 1 евро. Переплываем через Куршский залив.

Переправляемся через Куршский залив

В 8:06 вышли с парома и по велодорожке вдоль залива поехали к новой паромной переправе, пересекли автодорогу к парому и в 8:18 оказались на живописной тропинке, которая шла вдоль обрыва.

Порой подходит к самому обрыву

С неё открываются красивые виды на порт Клайпеды.

Едем по косе по тропе вдоль залива, откуда открываются красивые виды

Большой корабль

Доехали так до ЛЭП, которая питает всю литовскую косу.

Доехали так до ЛЭП. Дальше - по песку. Но он здесь замёрзший

По песчаной дороге вдоль ЛЭП поднялись на дюну. Песок замёрз и по нему можно было ехать. В 8:47 поднялись на вершину дюны, где находится фундамент артустановки ПВО с подземным казематом.

Осматриваем фундамент артустановки

Здесь есть подземное помещение

Рядом расположен бункер-электростанция.

Вход в бункер-электростанцию

Он довольно большой и в нём много помещений.

Осматриваем его

Поехали дальше. По бетонной дороге скатились с дюны на шоссе мимо напиленных брёвен.

Едем по бетонке

Проехали полтора километра до места, где расстояние между автодорогой и велодорожкой наименьшее и в 9:03 переехали на велодорожку.

Выехали на велодорожку

Проезжая через место, где недавно был лесной пожар с удивлением обнаружили, что литовцы стали вырубать уцелевшие деревья.

Литовцы зачем-то уничтожают уцелевшие после пожара деревья

Следующая точка маршрута - памятник советским воинам. Но он находится возле автодороги. За автомобильным КПП переезжаем по гравийке на автодорогу.

Спуск к шоссе, идущему вдоль залива

380 метров по дороге, и в 9:16 мы у памятника.

Панорама памятника

Табличка

Едем ещё 480 метров по шоссе

К памятнику велодорожка не подходит. Поэтому едем по шоссе

и пытаемся вернуться на велодорожку по диагональной просеке. По ней идёт звериная тропа, однако на ней уже успело вырости много молодняка, причём так плотно, что велосипеды не помещаются между деревьями. Плюнули и поехали по дороге до следующей просеки. В 9:30 штурмуем подъём на дюну. Велосипед в горку ехать не хочет.

Свернули на первой просеке

Однако, по ровной поверхности движение верхом стало возможно.

Едем в сторону моря

В 9:34 снова выехали на велодорожку.

Снова едем по велодорожке

Что-то кушать захотелось. Решаю сделать остановку, когда до финиша останется 100 километров. Остановка пришлась на большую поляну со столиками. И остановились мы ровно в 10:00. Завтракаю бомжпакетом, заваренным на горелке в минералке и бутерами.

Навигатор сказал, что до финиша осталось 100 км. Значит пора завтракать.

Андрей тоже что-то своё погрыз. У него вся еда холодная, даже термоса нет. В 10:34 продолжаем движение и через 300 метров сворачиваем с велодорожки на грунтовку, чтобы немного срезать до Юодкранте. В 10:44 мы в Юодкранте.

Приехали в Юодкранте

Едем по набережной

Едем по набережной залива

к подъёму на гору Ведьм.

Ведьма и Андрей

Поднимаемся на гору. Андрей впечатлён и всё вокруг фоткает на мобилу.

Поднимаемся к вершине

В 11:02 мы на вершине горы.

А вот и вершина горы Ведьм

А дальше - первопроход! Спуск с горы ведьм прямо к морю. Не понимаю, почему литовцы не сделали в этом месте нормальный человеческий спуск, и вообще из посёлка к морю проходы есть только на окраинах. Сначала ехали вообще прямо по мху, потом выехали на более-менее нормальную тропинку.

Спускаемся с горы ведьм в сторону моря

Пересекаем велодорожку и выезжаем на пляж. Я объясняю Андрею - это, чтобы разогреться перед купанием. Пляж наполовину замёрз, причём замёрзла та половина, которая находится далеко от воды.

По пляжу можно ехать!

В 11:16 останавливаемся делаем купальную остановку. Я заныриваю в море,

Купальная остановка. Сергей Мезенов купается в море

после чего совержаю пробежку по пляжу.

Сергей совершает пробежку после купания

Андрей подумал-подумал и режил тоже искупаться и пробежаться.

Андрей Подсумкин тоже купается

Говорит, понравилось, бодрит и всё такое. Т.к. на пляже не было ни души, то мы купались без трусов.

Андрей искупался

Андрей спросил, а существуют ли моржи-нудисты? В 11:32 мы продолжили движение. Ещё немного греемся по пляжу и переезжаем на велодорожку. Пошёл небольшой снег.

Едем дальше. Тихо падает снег

В 12:10 мы прибыли к началу туристического маршрута "Naglių kopa"

Туристическая информация на маршруте Nagliu Kopa

и поехали по нему. Сначала мы ехали по лесной тропе, потом по деревянному настилу.

Едем по деревянному настилу на вершину Дюны

На крутом подъёме из-за нападавших снежинок колёса начали пробуксовывать, но мы всё равно заехали. На вершине дюны настил кончился и мы поехали прямо по замёрзшему песку. Пейзажи как в пустыне:

Даже с 85-литровым торстеном

С дюны открывается обалденный вид на залив.

Вид с вершины

И нам как раз надо туда спуститься. Когда я составлял маршрут, я разглядел дорогу, которая от Пярвалки подходит почти до подножия этой дюны. Но немножко надо будет проехать по пляжу залива. Даунхилл:

А теперь - вниз!

Такой вот спуск

Кто-то может скажет: "аяяй, негодяи, по дюнам ездят, природу не берегут", но я напомню - песок заморожен и при движении по нему дюна не разрушается. В 12:31 спустились на пляж залива, а там нас ждал сюрприз - пляж не замёрз. Да ещё и песок так насыщен водой, что аж засасывает.

Спустились на заливный пляж

По верху идти не прикольно, потому что там всё время вверх и вниз. Единственная ровная площадка - это пляж. Идём по нему пешком.

Но тут песок не замёрз. Идём пешком

Через 440 метров пешки по пляжу мы поднялись наверх и оказались на дороге с щебёночным покрытием,

Выехали на дорогу с щебёночным покрытием

которая в 12:48 вывела нас на 10-й веломаршрут в Пярвалке.

Выехали на велодорожку в Пярвалке

Снежок медлено, но верно засыпает велодорожку.

Велодорожку засыпает снегом

В Прейле замечаем бегущую по посёлку лису, которая нас даже не боится. Мне удалось её сфотографировать.

Найдите на фото лису!

В конце посёлка заехали на залив, посмотреть как начинает образовываться лёд.

На заливе начинает образовываться лёд

Перед Нидой я хотел подняться ещё на одну дюну, но мы уже отстаём от графика. Приходится от подъёма отказаться. В 13:16 останавливаемся на обед как раз напротив этой дюны.

Обеденная остановка перед Нидой. Хотели залезть на дюну, что на заднем плане, но потом решили - ну нафиг!

Я сожрал банку салата оливье, два последних бомжпакета, заваренных на минералке и все оставшиеся бутеры. А Андрею практически ничего не надо. На чём он, интересно, едет? В 14:01 въезжаем в Ниду. Здесь всё перекопано, идёт дорожный ремонт.

На въезде в Ниду велодорожку перекопали

Объезжаем перекопанный участок дворами. Андрей замечает у кого-то во дворе снегоход и удивляется. Я объясняю - это, чтобы по замёрзшему заливу ездить.

Просто у чувака во дворе стоит снегоход

Далее поднимаемся на дюну к маяку по бетонной дорожке. Уклон крутой. Андрей пешеходит, а я упрямо давлю на педали.

Поднимаемся к маяку. Андрей решил прогуляться пешком

Я уже посещал этот маяк в январе 2010-го года с велотуристами из Питера. Тогда он мне показался красивым. Но это было в темноте. Луч маяка вращался и светил то на море, то на залив. А сейчас, днём - ничего особенного. Андрей тоже не заценил маяк. Сказал, что у нас в Балтийске - лучше.

Маяк в Ниде

От маяка мы спустились к морю по просеке с грунтовым покрытием. Интересно, что вдоль этого маршрута стоят значки веломаршрута с нарисованным лосём. Ну т.е. как раз для нас.

Именно так! Красный маршрут как раз для нас!

Мы проехали через территорию какого-то санатория, ещё немного проехали по велодорожке вдоль моря, в 14:29 выехали на автодорогу и направились к границе.

Осталось всего ничего.

Границу прошли без проблем. Единственное, русский таможенник поинтересовался, не собираемся ли мы ночевать по-дикому на территории косы, типа в нацпарке нельзя. В 14:50 граница пройдена. На выезде к нам выбегает мужик и говорит, что здесь вообще-то платный проезд - 150 рублей с каждого велосипедиста. Мы итак знаем, идём покупать билеты.

Здесь дерут деньги даже с велосипедистов. Это Россия.

Со стороны границы КПП никак не объехать... В 15:07 сворачиваем на туристический маршрут "Озеро Лебедь". Пилим в горку, на дюну. Кстати, интересный такой вопрос - почему на бесплатной для нас литовской косе, на подъёме на дюну Naglių деревянный настил есть, а на нашей, платное - нет?

Едем по туристическому маршруту 'Озеро Лебедь'

В 15:20 спустились с дюны на призаливную низменность.

Спустились с дюны к заливу

А вот и само озеро Лебедь.

Подъезжаем к озеру Лебедь

Фотографируемся на память

Сергей Мезенов на фоне озера Лебедь

Андрей Подсумкин на озере Лебедь

и едем по грунтовке в Морское.

Дорога идёт вдоль залива

Здесь грунт не промёрз. Попадаются песчаные участки, где вел начинает заносить. А кое-где и вообще идём пешком. В 15:43 мы в Морском.

Подъезжаем к Морскому

В посёлке я хотел заехать в магазин, ведь я уже все свои запасы съел, но работающего магазина не оказалось. Мы снова полезли на дюну. Наше цель - очередные бункеры.

Бункер в Морском со скамейкой наверху

Этот бункер сохранился в хорошем состоянии, а может его недавно привели в нормальный вид? Стены побелены, внутри всё чисто. Я даже заехал в него на велосипеде в правый вход, а выехал из левого.

В бункере

Вот такой вид открывается с дюны на посёлок и залив:

Вид с дюны на залив

Далее по плану было посещение развалин артустановки береговой батареи, но у меня не было точных координат. В поисках этих развалин я свернул в кусты, а Андрей пролетел прямо и потерялся. Это произошло в 16:01. А у меня как назло ещё и телефон сел. Громкий крик не помог, т.к. Андрей улетел с горы вниз. Хорошо, что у меня был с собой кабель микро-USB и повербанк. Пока воткнул зарядку, пока загрузился андроид, прошло много времени и Андрей улетел далеко. Я даже не стал тратить время на поиск сети МТС и позвонил из роуминга. Этот инцидент отнял у нас около 20 минут. Пока я ждал Андрея, я пообщался с туристами из Владимирской области, которые приехали в Морское на автобусе и гуляли по окрестностям. Они заинтересовались нашим сайтом. Местом встречи оказалась заброшенная узкоколейка.

Остатки узкоколейки

Когда Андрей нашёлся, появился местный мужик, который подсказал как проехать к артустановке. В 16:29 мы осмотрели её развалины

Основание артиллерийского орудия

и поняли, что времени до последней электрички в 20:00 осталось мало. Поэтому решили далее двигаться по шоссе.

Время уже поджимает. И мы поехали по шоссе

Стемнело. Андрей не хотел надевать жилетку и ехал как колхозник по левой стороне дороги. Задний фонарь у него отсутствовал. Типа за границей нужно ездить по правилам, а у нас можно и так. Я его поругал, и он исправился. В темноте на шоссе начало клонить в сон. Скорость установилась на отметке 17 км/ч. Перед Рыбачим замечаю табличку "кофе" и указатель на заправку. В 17:10 заезжаем туда. Спрашиваю, наливают ли кофе. Ответ отрицательный. На АЗС идёт ремонт. Еды нормальной тоже нет - одни чипсы какие-то. Покупаю банку энергетика Торнадо. Спрашиваю тётку: "От какого из них больше торкает?". Мне продали поллитровый энергетик со вкусом кофе, я его залпом выпил, и мы поехали дальше. От энергетика реально торкнуло. Сон как рукой сняло, а скорость увеличилась до 24 км/ч. Действие напитка продолжалось примерно 16 километров, после чего скорость опять упала. В 18:30 проезжаем Лесной,

Проезжаем Лесное

и я понимаю, что можно уже не спешить. После Лесного скорость упала до 15 км/ч, но ямы на дороге не давали уснуть. Только начинает клонить в сон, ты теряешь бдительность, въезжаешь в какую-нибудь яму, тебя встряхивает и ты снова бодр какое-то время. И так повторяется в цикле. В 19:06 въезжаем в Зеленоградск и едем на променад.

Едем по променаду в Зеленоградске

В 19:15 делаем финишное фото на пирсе.

Финишное фото на пирсе в Зеленоградске

Потом - ещё одно фото со светящимися фигурками.

Финишное фото со светящимися фигурами

И едем на вокзал. Там узнаём, что электричка на 20:00 ездит только по рабочим дням, т.е. последний поезд уже ушёл. Вот я, блин, расписание невнимательно смотрел. Но, рядом стоит автобус, и водитель соглашается нас взять. Попытались запихнуть вел Андрея в багажник, но он не влез. Поставили оба вела в салон и доехали до Калининграда без проблем.

Едем на автобусе Зеленоградск - Калининград

Ещё 17 километров борьбы со сном на трассе А229, и я - дома. Ура! Мы это сделали!

Несмотря на то, что посетили не все запланированные достопримечательности косы, цели поездки считаю выполненными. Фактическая дистанция (175 км) получилась на 2 км больше заявленной. Поманьячить и устать удалось. Новая технология ночёвки успешно испытана, хотя можно её и усовершенствовать.

Всех, кто дочитал до сюда, поздравляю с наступающим Новым Годом!

С наступающим Новым Годом!

До новых встреч!

Продолжение следует.

© Сергей Мезенов. Декабрь 2018.