Код поездки: v1871
Даты: 14-15 декабря 2018
Участники: Сергей Мезенов, Андрей Подсумкин
Идея этой поездки возникла примерно летом этого года, когда я узнал о возобновлении пассажирского железнодорожного сообщения между Шилуте и Клайпедой. Обычно я использовал Куршскую
косу как транзитную трассу Зеленоградск - Клейпеда и проезжал её быстро, без заезда во всякие интересные места, а когда организовывал поездки из Зеленоградска с посещением всех достопримечательностей,
то доезжал только до дюны Эфы, т.к. времени ехать дальше не было - нужно было возвращаться на электричку в Зеленоградск. Я попытался собрать все достопримечательности, которые хотел бы
посетить, и новые тропы, по которым хотел проехать в один маршрут. Он получился сложным, но почему бы не попробовать? Так получилось, что выходные 15-16 декабря оказались для меня
последними свободными выходными, в которые я мог куда-то вырваться. И захотелось завершить этот велогод достойно. Не какой-нибудь 50-километровой пья черепашьей покатушкой, а серьёзным
велопробегом с трёхзначной дистанцией. И я вспомнил о своей летней задумке.
Анонс на сайте, видимо, оказался очень злым, и на него никто не откликался. Я был уже уверен, что поеду один, но тут позвонил некий Андрей Подсумкин и записался в поездку.
В пятницу утром я на загруженном веле отправился на работу, после которой заехав на Московский рынок и в шавермочную Пита-бул в Бауцентре, прибыл на вокзал за час до отправления поезда.
Как и ожидалось, охрана заставила меня снять торстен и пропустить через аппарат досмотра багажа, после чего я отправился в зал ожидания смотреть РЖДшные мультики в стиле пластилиновой вороны. Через некоторое время приехал Андрей Подсумкин. Когда приезжают новички, всегда есть опасение, что приедет какой-нибудь безбашенный чел, только что купивший себе велосипед, увидивший где-то краем глаза репост объявления о поездке, не вчитавшийся в подробности и решивший поехать. Но оказалось, что всё нормально. Андрей недавно переехал к нам из Казахстана, занимается велотуризмом, марафонским бегом и альпинизмом, не ест мясо и совсем не пьёт.
Подъехал наш поезд, мы погрузились и поехали. Андрею удалось даже поспать,
а я всю дорогу караулил наши велы
В 20:33 наш поезд прибыл в Советск.
Оказалось, что Андрей здесь ещё ни разу не был. Поэтому я решил проехать через площадь Ленина и по центральной пешеходной улице Победы. Сфотографировались со старым трамваем
Следующий пункт маршрута - это заезд к моим тёще и тестю. Официальная версия - заправить термос, а на самом деле у тестя вчера был день рождения, а я привёз ему подарок. Быстро уехать не получилось. Нас накормили вкусным ужином и даже хотели оставить ночевать, но мы вежливо отказались. Мне всучили коробку с бутерами и салатом оливье, а также пол-бутылки коньяка (чтоб не замёрз в лесу), оставшихся с праздника.
Следующая остановка - магазин Семья, где я купил три бомжпакета, два пудинга, и две 1,5 литровых бутылки воды, которая случайно оказалась газированной. Андрей взял литр обычной воды. Мы пересекли границу по мосту Королевы Луизы
и в 22:17 оказались в Литве.
В Пагегяе в городском парке посетили рождественскую композицию
рядом с ёлкой
и протестировали сани Санта Клауса.
В 22:53 мы выехали из Пагегяя и направились по 141-й дороге на северо-запад. Машин было мало. Где-то на границе пагегяйского и шилутского районов наглые литовские менты, сопровождавшие крупногабаритный кран, не переключились с дальнего на ближний свет, выехали на встречку и оттеснили нас на обочину. Я подумал что по трассе ехать не очень прикольно, и в 23:40 мы свернули в Усенае на параллельную дорогу через Пашишяй. Я заранее изучил этот вариант проезда по спутниковым снимкам. Этот путь был на 3 км длинее и имел два незаасфальтированных участка общей длиной 7 км. Ровно в полночь мы сделали санитарную остановку на первом таком участке.
В 0:22 мы без остановки проехали Пашишяй - достаточно крупный посёлок с заасфальтированными улицами, после которого снова закончился асфальт. А потом он резко начался, прямо посреди поля. Такие вот интересные второстепенные литовские дороги. В 0:49 мы сделали 16-минутный чайный привал на автобусной остановке в лесу. От туда и до Шилуте уже недалеко. В 1:15 выезжаем на окружную дорогу Шилуте с круговыми развязками.
В 1:23 сворачиваем с неё в лес и через 4 минуты прибываем на место ночёвки. Место красивое - на изгибе обрывистого берега реки Шиши. Жаль, сфотографировать его не удалось в темноте. Андрей пытается меня убедить, что костёр не нужен и можно заваливаться спать так. В общем, понятно, что у них в Казахстане с дровами напряжёнка, но я привык ночевать с костром. Мелких дров в лесу много, только вот крупных нифига нет. Видимо, этот лес считается парковой зоной и его чистят от сухостоя. Собираем дрова, быстро развожу костёр и устраиваю себе лежанку рядом с ним. Новой экспериментальной фишкой является сооружение теплового экрана из защитного покрывала, выданного мне когда-то давно на работе. Идея проста - чтобы не мёрзла спина, разместить за ней отражающее инфракрасное излучение полотно, которое дополнительно будет ещё и защищать от ветра. Я выбрал как раз такое место, чтобы с наветренной стороны росли два маленькие деревца, закрепил на них скотчем полотно, а также с помощью скотча (вместо верёвки) нагнул оба дерева в сторону моей лежанки и костра. И вот что получилось:
Правда, когда я спал, я надел ещё тёплую куртку и накрыл ноги расстёгнутым летним спальником. Перед сном я перекусил бутерами, пудингом и выпил чаю с коньяком. Бомжпакет заваривать не стал. Ещё я повесил с помощью скотча на дерево радио и всю ночь слушал музыку. В 2:30 мы легли спать. Андрей предпочёл более традиционный способ ночёвки - в палатке. Т.к. дрова были небольшого калибра, они быстро прогарали. Когда становилось холодно, я не вставая с коврика протягивал руку и пододвигал несгоревшие части дров в середину костра. К середине ночи все дрова сгорели, и мне пришлось пробежаться по лесу и набрать ещё охапку. Во время ночной пробежки я нашёл поваленную сухую сосну диаметром 10 см, но разделывать её топориком мне было уже лень, тем более, что спать осталось совсем чуть-чуть. Я хлебнул ещё коньяка и завалился спать уже до самого звонка будильника. А будильник прозвенел в 5:30. Преимущество ночёвки без палатки - это быстрый подъём. Из палатки всегда лениво вылезать, а тут встал, быстро собрался и поехал. Можно было и позже встать, но Андрей попросил сделать подъём пораньше, ведь ему ещё надо было собрать палатку. В 6:00 мы уже начали движение на велах. Выехали из леса и поехали в сторону станции.
На станции мы увидели трёхвагонный дизель-поезд РА-2 российского производства и какую-то буржуйскую автомотрису. Они стояли вдали от платформы.
Я спросил машиниста автомотрисы, поедет ли он в Клайпеду. Он ответил что-то по-литовски, я понял, что нет. Тогда мы поехали на платформу,
куда в скором времени подкатил РА-2.
Интересно, что из Шилуте до Клайпеды зимой в расписании есть целых четыре поезда, даже по рабочим дням. Не то, что у нас... Вот бы до Пагегяя ещё сделали... Загрузились в поезд. Я сфоткал кабину машиниста через незакрытую дверь.
В поезде в головных вагонах имеются крепления для вертикального подвешивания велосипедов, в одном из вагонов установлен даже кофейный аппарат. Кондуктор не говорит ни по-русски, ни по-английски. Содрал с меня 11 евро с копейками. Оказалось, это за всех нас вместе с велосипедами. Стоимость проезда одного человека стоит 4 евро, провоз велосипеда 1.8 евро. Расстояние - 50 километров. В поезде мы ещё немного поспали.
В 7:35 мы приехали в Клайпеду.
У нас есть 25 минут, чтобы успеть на паром. Едем через парк, фоткаем каменного велосипедиста
Через дворы выезжаем на набережную реки Дане. Фотографируемся с парусным судном Меридиан.
Всё вокруг наряжено, литовцы готовятся к Рождеству.
Подъезжаем к старой паромной переправе. Автоматы продающие билеты не работают. Покупаем билеты в кассе.
Проезд с велосипедом стоит 80 центов. Когда мы проходили турникет, к нам подбежала бешеная тётка. Она подумала, что мы вдвоём хотим пройти по одному билету, но обломалась. С билетами было всё в порядке. Паром оказался тоже красиво украшен всякими рождественскими гирляндами.
На пароме, как и в поезде, тоже есть кофейный аппарат. Я взял себе кружечку кофе за 1 евро. Переплываем через Куршский залив.
В 8:06 вышли с парома и по велодорожке вдоль залива поехали к новой паромной переправе, пересекли автодорогу к парому и в 8:18 оказались на живописной тропинке, которая шла вдоль обрыва.
С неё открываются красивые виды на порт Клайпеды.
Доехали так до ЛЭП, которая питает всю литовскую косу.
По песчаной дороге вдоль ЛЭП поднялись на дюну. Песок замёрз и по нему можно было ехать. В 8:47 поднялись на вершину дюны, где находится фундамент артустановки ПВО с подземным казематом.
Рядом расположен бункер-электростанция.
Он довольно большой и в нём много помещений.
Поехали дальше. По бетонной дороге скатились с дюны на шоссе мимо напиленных брёвен.
Проехали полтора километра до места, где расстояние между автодорогой и велодорожкой наименьшее и в 9:03 переехали на велодорожку.
Проезжая через место, где недавно был лесной пожар с удивлением обнаружили, что литовцы стали вырубать уцелевшие деревья.
Следующая точка маршрута - памятник советским воинам. Но он находится возле автодороги. За автомобильным КПП переезжаем по гравийке на автодорогу.
380 метров по дороге, и в 9:16 мы у памятника.
Едем ещё 480 метров по шоссе
и пытаемся вернуться на велодорожку по диагональной просеке. По ней идёт звериная тропа, однако на ней уже успело вырости много молодняка, причём так плотно, что велосипеды не помещаются между деревьями. Плюнули и поехали по дороге до следующей просеки. В 9:30 штурмуем подъём на дюну. Велосипед в горку ехать не хочет.
Однако, по ровной поверхности движение верхом стало возможно.
В 9:34 снова выехали на велодорожку.
Что-то кушать захотелось. Решаю сделать остановку, когда до финиша останется 100 километров. Остановка пришлась на большую поляну со столиками. И остановились мы ровно в 10:00. Завтракаю бомжпакетом, заваренным на горелке в минералке и бутерами.
Андрей тоже что-то своё погрыз. У него вся еда холодная, даже термоса нет. В 10:34 продолжаем движение и через 300 метров сворачиваем с велодорожки на грунтовку, чтобы немного срезать до Юодкранте. В 10:44 мы в Юодкранте.
Едем по набережной
к подъёму на гору Ведьм.
Поднимаемся на гору. Андрей впечатлён и всё вокруг фоткает на мобилу.
В 11:02 мы на вершине горы.
А дальше - первопроход! Спуск с горы ведьм прямо к морю. Не понимаю, почему литовцы не сделали в этом месте нормальный человеческий спуск, и вообще из посёлка к морю проходы есть только на окраинах. Сначала ехали вообще прямо по мху, потом выехали на более-менее нормальную тропинку.
Пересекаем велодорожку и выезжаем на пляж. Я объясняю Андрею - это, чтобы разогреться перед купанием. Пляж наполовину замёрз, причём замёрзла та половина, которая находится далеко от воды.
В 11:16 останавливаемся делаем купальную остановку. Я заныриваю в море,
после чего совержаю пробежку по пляжу.
Андрей подумал-подумал и режил тоже искупаться и пробежаться.
Говорит, понравилось, бодрит и всё такое. Т.к. на пляже не было ни души, то мы купались без трусов.
Андрей спросил, а существуют ли моржи-нудисты? В 11:32 мы продолжили движение. Ещё немного греемся по пляжу и переезжаем на велодорожку. Пошёл небольшой снег.
В 12:10 мы прибыли к началу туристического маршрута "Naglių kopa"
и поехали по нему. Сначала мы ехали по лесной тропе, потом по деревянному настилу.
На крутом подъёме из-за нападавших снежинок колёса начали пробуксовывать, но мы всё равно заехали. На вершине дюны настил кончился и мы поехали прямо по замёрзшему песку. Пейзажи как в пустыне:
С дюны открывается обалденный вид на залив.
И нам как раз надо туда спуститься. Когда я составлял маршрут, я разглядел дорогу, которая от Пярвалки подходит почти до подножия этой дюны. Но немножко надо будет проехать по пляжу залива. Даунхилл:
Кто-то может скажет: "аяяй, негодяи, по дюнам ездят, природу не берегут", но я напомню - песок заморожен и при движении по нему дюна не разрушается. В 12:31 спустились на пляж залива, а там нас ждал сюрприз - пляж не замёрз. Да ещё и песок так насыщен водой, что аж засасывает.
По верху идти не прикольно, потому что там всё время вверх и вниз. Единственная ровная площадка - это пляж. Идём по нему пешком.
Через 440 метров пешки по пляжу мы поднялись наверх и оказались на дороге с щебёночным покрытием,
которая в 12:48 вывела нас на 10-й веломаршрут в Пярвалке.
Снежок медлено, но верно засыпает велодорожку.
В Прейле замечаем бегущую по посёлку лису, которая нас даже не боится. Мне удалось её сфотографировать.
В конце посёлка заехали на залив, посмотреть как начинает образовываться лёд.
Перед Нидой я хотел подняться ещё на одну дюну, но мы уже отстаём от графика. Приходится от подъёма отказаться. В 13:16 останавливаемся на обед как раз напротив этой дюны.
Я сожрал банку салата оливье, два последних бомжпакета, заваренных на минералке и все оставшиеся бутеры. А Андрею практически ничего не надо. На чём он, интересно, едет? В 14:01 въезжаем в Ниду. Здесь всё перекопано, идёт дорожный ремонт.
Объезжаем перекопанный участок дворами. Андрей замечает у кого-то во дворе снегоход и удивляется. Я объясняю - это, чтобы по замёрзшему заливу ездить.
Далее поднимаемся на дюну к маяку по бетонной дорожке. Уклон крутой. Андрей пешеходит, а я упрямо давлю на педали.
Я уже посещал этот маяк в январе 2010-го года с велотуристами из Питера. Тогда он мне показался красивым. Но это было в темноте. Луч маяка вращался и светил то на море, то на залив. А сейчас, днём - ничего особенного. Андрей тоже не заценил маяк. Сказал, что у нас в Балтийске - лучше.
От маяка мы спустились к морю по просеке с грунтовым покрытием. Интересно, что вдоль этого маршрута стоят значки веломаршрута с нарисованным лосём. Ну т.е. как раз для нас.
Мы проехали через территорию какого-то санатория, ещё немного проехали по велодорожке вдоль моря, в 14:29 выехали на автодорогу и направились к границе.
Границу прошли без проблем. Единственное, русский таможенник поинтересовался, не собираемся ли мы ночевать по-дикому на территории косы, типа в нацпарке нельзя. В 14:50 граница пройдена. На выезде к нам выбегает мужик и говорит, что здесь вообще-то платный проезд - 150 рублей с каждого велосипедиста. Мы итак знаем, идём покупать билеты.
Со стороны границы КПП никак не объехать... В 15:07 сворачиваем на туристический маршрут "Озеро Лебедь". Пилим в горку, на дюну. Кстати, интересный такой вопрос - почему на бесплатной для нас литовской косе, на подъёме на дюну Naglių деревянный настил есть, а на нашей, платное - нет?
В 15:20 спустились с дюны на призаливную низменность.
А вот и само озеро Лебедь.
Фотографируемся на память
и едем по грунтовке в Морское.
Здесь грунт не промёрз. Попадаются песчаные участки, где вел начинает заносить. А кое-где и вообще идём пешком. В 15:43 мы в Морском.
В посёлке я хотел заехать в магазин, ведь я уже все свои запасы съел, но работающего магазина не оказалось. Мы снова полезли на дюну. Наше цель - очередные бункеры.
Этот бункер сохранился в хорошем состоянии, а может его недавно привели в нормальный вид? Стены побелены, внутри всё чисто. Я даже заехал в него на велосипеде в правый вход, а выехал из левого.
Вот такой вид открывается с дюны на посёлок и залив:
Далее по плану было посещение развалин артустановки береговой батареи, но у меня не было точных координат. В поисках этих развалин я свернул в кусты, а Андрей пролетел прямо и потерялся. Это произошло в 16:01. А у меня как назло ещё и телефон сел. Громкий крик не помог, т.к. Андрей улетел с горы вниз. Хорошо, что у меня был с собой кабель микро-USB и повербанк. Пока воткнул зарядку, пока загрузился андроид, прошло много времени и Андрей улетел далеко. Я даже не стал тратить время на поиск сети МТС и позвонил из роуминга. Этот инцидент отнял у нас около 20 минут. Пока я ждал Андрея, я пообщался с туристами из Владимирской области, которые приехали в Морское на автобусе и гуляли по окрестностям. Они заинтересовались нашим сайтом. Местом встречи оказалась заброшенная узкоколейка.
Когда Андрей нашёлся, появился местный мужик, который подсказал как проехать к артустановке. В 16:29 мы осмотрели её развалины
и поняли, что времени до последней электрички в 20:00 осталось мало. Поэтому решили далее двигаться по шоссе.
Стемнело. Андрей не хотел надевать жилетку и ехал как колхозник по левой стороне дороги. Задний фонарь у него отсутствовал. Типа за границей нужно ездить по правилам, а у нас можно и так. Я его поругал, и он исправился. В темноте на шоссе начало клонить в сон. Скорость установилась на отметке 17 км/ч. Перед Рыбачим замечаю табличку "кофе" и указатель на заправку. В 17:10 заезжаем туда. Спрашиваю, наливают ли кофе. Ответ отрицательный. На АЗС идёт ремонт. Еды нормальной тоже нет - одни чипсы какие-то. Покупаю банку энергетика Торнадо. Спрашиваю тётку: "От какого из них больше торкает?". Мне продали поллитровый энергетик со вкусом кофе, я его залпом выпил, и мы поехали дальше. От энергетика реально торкнуло. Сон как рукой сняло, а скорость увеличилась до 24 км/ч. Действие напитка продолжалось примерно 16 километров, после чего скорость опять упала. В 18:30 проезжаем Лесной,
и я понимаю, что можно уже не спешить. После Лесного скорость упала до 15 км/ч, но ямы на дороге не давали уснуть. Только начинает клонить в сон, ты теряешь бдительность, въезжаешь в какую-нибудь яму, тебя встряхивает и ты снова бодр какое-то время. И так повторяется в цикле. В 19:06 въезжаем в Зеленоградск и едем на променад.
В 19:15 делаем финишное фото на пирсе.
Потом - ещё одно фото со светящимися фигурками.
И едем на вокзал. Там узнаём, что электричка на 20:00 ездит только по рабочим дням, т.е. последний поезд уже ушёл. Вот я, блин, расписание невнимательно смотрел. Но, рядом стоит автобус, и водитель соглашается нас взять. Попытались запихнуть вел Андрея в багажник, но он не влез. Поставили оба вела в салон и доехали до Калининграда без проблем.
Ещё 17 километров борьбы со сном на трассе А229, и я - дома. Ура! Мы это сделали!
Несмотря на то, что посетили не все запланированные достопримечательности косы, цели поездки считаю выполненными. Фактическая дистанция (175 км) получилась на 2 км больше заявленной. Поманьячить и устать удалось. Новая технология ночёвки успешно испытана, хотя можно её и усовершенствовать.
Всех, кто дочитал до сюда, поздравляю с наступающим Новым Годом!
До новых встреч!
Продолжение следует.
© Сергей Мезенов. Декабрь 2018.