Таурайское приключение

Код поездки: v1850
Даты: 22-24 августа 2018
Участники: Сергей Мезенов, Андриана Мезенова, Дамиан Мезенов, Дариана Мезенова, Илиана Мезенова.

Карта маршрута
карта маршрута

См. также трек, все фотографии, обсуждение на форуме.

Идея этого похода родилась 15 декабря 2017 года, когда в поездке Болото Плиноя я обнаружил парк развлечений в посёлке Таурай - пригороде Таураге. Я подумал, что неплохо было бы туда как-нибудь съездить с детьми. Во второй поездке на Болото Плиноя я разведал проезд к парку через лес. Т.к. по оживлённой трассе E77 ехать с детьми опасно, а велодорожка до Таураге начинается лишь в Лауксаргяе, то до него я проложил маршрут по грунтовкам, руководствуясь спутниковыми снимками местности. Чтобы детям было ещё интересней, а также, чтобы не ехать туда и обратно одной и той же дорогой, я добавил в план похода сплав на лодках по реке Юре. Тем более, что опыт сплава по этой реке у меня уже был. На осуществление плана нужно было выделить три дня. И вот, наконец-то они у нас нашлись.

Во вторник 21 августа забросились на машине к тёще в Советск. Всё снаряжение (три велосипеда, детский прицеп, две ПВХшных лодки, палатки, спальники и т.п.) с трудом удалось запихнуть в автомобиль. Сборы автомобиля у нас заняли полтора часа. Ещё столько же времени я провёл в гараже тёщи, перегружая снаряжение из машины на велосипеды.

22 августа. День первый. Велосипедный.

Утром собрались, сделали стартовое фото,

Стартовое фото: Дамиан, Андриана, Илиана Мезеновы

и в 8:37 начали движение от дома. Заехали в магазин за водой в Советске и в 9:01 начали переходить границу. На границе нашим барахлом никто не заинтересовался. А наши погранцы даже не спросили куда мы едем.

Едем в Литву по мосту Королевы Луизы

Всякие шлемы и жилетки тоже никто не проверял. В 9:28 граница была пройдена. Сразу после пересечения границы свернули на грунты - ул. Луговую посёлка Панемуне, которая, перевалив через дамбу, превратилась в обычную полевую грунтовку.

Пос. Панемуне. Ул. Луговая

По ней проехали под новым мостом строящегося погранперехода на обходе Советска, а дальше паралельно трассе E77 двинули по новой для клуба дороге на Шакининкай.

Едем по пескогравийке

Здесь мы с Илианой в прицепе угнали вперёд и остановились подождать отставших Дариану и Андриану возле огромного стога сена. Я залез на стог и сделал от туда красивую фотографию.

Дариана и Андриана едут по пескогравийке

Вот от туда было сделано предыдущее фото

Чтобы поскорей преодолеть мерзкий гравийный участок с песчаными лужами до Лумпеная я взял Дариану на буксир.

По дорогам с песчаными лужами ехать тяжело, и Дариана поехала на буксире

По этой дороге на моём тяжелогружёном байке можно было ехать только посередине. Когда нас обгонял трактор, я взял чуть правее и увяз в песке.

Тракторная сходка на въезде в парк Рамбинас

Въехали в парк Рамбинас, пересекли асфальтовую дорогу, проехали симпотичный ресторанчик, в который мы с Андрианой как-то ездили из Советска, и...

Ресторан и гостиница в парке Рамбинас

Дорога стала ещё хуже, т.е. количество сухого песка увеличилось, да ещё и подъём пошёл.

Ох уж эти мерзкие пескогравийки!

Дотащились кое-как до Лумпеная, а там нас встретила классная такая велодорожка. Жаль, что она за пределы посёлка не выходит...

Велодорожка в Лумпенае

В 10:46 сделали остановку в магазине Чиа в Лумпенае, где купили себе и детям мороженого. Рядом с магазином была обнаружена детская площадка, и мы направились туда.

Дариана и Илиана на детской площадке в Лумпенае

На детской площадке в Лумпенае

Дариана Мезенова

Накатавшись на качелях, в 11:28 мы продолжили движение на северо-восток в направлении Кяркутвечяя.

Едем по улицам Лумпеная

Сразу после выезда из посёлка асфальт закончился.

Выезд из Лумпеная и конец асфальта

Дорога шла по холмам мимо ветряков, постепенно поднимаясь всё выше и выше. Красиво, но тяжело.

В этой части Литвы с асфальтом очень туго

Едем по дороге среди ветряков

Пришлось Дариану снова брать на буксир.

Поднимаемся в горку. Дариана снова едет на буксире

На самых крутых подъёмах у меня начинало пробуксовывать по гравию заднее колесо, а скорость падала до 4 км/ч. Тем не менее во все горки я заехал. А Андриана начала жаловаться, что ей тяжело, надоели уже эти горки и т.п. Наконец, мы свернули с гравия на настоящую полевую грунтовку с травяным покрытием, заехав в короткую, но очень крутую и страшную на вид горку, после которой дорога стала более-менее ровной и твёрдой.

Свернули на дорогу с травяным покрытием. И это гораздо лучше, чем пескогравийки

На этой дороге уснул в детском кресле Дамиан, и Андриана пошла пешком, чтобы его сильно не трясло. А мы с Дарианой и Илианой сделали остановку возле яблони, поели яблок и дождались Андриану.

Остановка 'Яблоня'

Кушаем яблоки

А потом пошёл длинный и пологий спуск, в конце которого нас ожидал небольшой песчаный подъёмчик, в который никто из нас заехать не смог.

Песчаный подъём

Рейтинг дороги постепенно вырос, и она снова превратилась в мерзкую песчаную гравийку со стиральной доской.

Спуск

Скоро у нас должна быть плановая остановка на озере. И вот, наконец, долгожданный спуск, мы с Илианой разгоняемся по гравию до 40 км/ч и в 12:48 тормозим вот в таком вот красивом месте.

Остановка 'Озеро'

Это озеро Опланкис. Оно заросло кувшинками, купаться нельзя, зато здесь есть столик со скамеечками. Здесь мы перекусили привезённой из дома едой, а также понаблюдали за птицами и насекомыми.

Какая-то необычная птица

Стрекоза

Рядом с этим местом, кстати, валяется никому не нужная байдарка без вёсел.

Дариана нашла байдарку

В 13:22 продолжаем движение и сразу же пересекаем границу Таурагского района.

Въезжаем в Таурагский район

Ещё 5 км по гравийкам,

Подъёмчег

Продолжаем движение по гравийкам

и мы в Лауксаргяе.

Пос. Лауксаргяй. Андриана радуется асфальту

От сюда начинается велодорожка.

Велодорожка, которая идёт до самого Таураге

В Лауксаргяе я планировал закупаться на ночёвку и сплав, но мы решили сделать это в Таурае, слегка удлинив маршрут. Так что проехали Лауксаргяй без остановки.

Магазин, в котором должен был быть закуп, проезжаем без остановки

На выезде из Лауксаргяя я обратил внимание на памятник с годом 1941.

Памятник ВОВ

Но поверх русского текста на памятник приклеили табличку с какой-то литовской надписью. Кто знает литовский, может прочитать:

Что-то написано по-литовски

После круговой развязки

Едем по велодорожке

велодорожка ушла вправо и круто вниз. Разогнавшись до 47 км/ч мы с Илианой пролетели мостик через речку Эжеруону и, с разгона взяв подъём на противоположном берегу, в 14:33 остановились возле незамеченной мной ранее достопримечательности.

Сделали остановку в историческом месте

Оказывается, в этом месте 30 декабря 1812 года был заключён договор между прусским генералом Йорком и российским генералом Дибичем о взаимном нейтралитете в последние дни Отечественной войны 1812 года, получивший название Таурогенская конвенция. Отдохнув

Остановка на месте заключения Таурогенской конвенции 1812 года

и изучив туристическую информацию,

Историческая справка

в 14:50 мы отправились дальше. Когда мы ехали по грунтовке через лес, нам навстречу проехал полицейский автомобиль.

Поехали дальше

Ещё немного, и мы свернули на настоящие лесные грунты

Въезжаем в парк развлечений со стороны леса

и подъехали по ним к парку развлечений с задней стороны. Но неожиданно въезд в парк преградила канава. Пришлось перетаскивать через неё велы.

Преодолев канаву, попадаем в парк развлечений

В 15:10 мы были уже на территории парка. Рядом с нами оказался домик на дереве. Вообще, в парке много таких домиков на деревьях. В них даже можно переночевать за 30 евро. Но этот домик оказался открытым. Девочки даже успели в него слазить.

Дети полезли в домик на дереве

Мы оказались в пока ещё неблагоустроенной новой части парка. Видно было, что дорожку, по которой мы поехали, только что сделал бульдозер. Грунт был песчаным и ехалось по ней тяжело. Но вскоре мы оказались в старой части парка и там всё было хорошо.

Дариана Мезенова

Над нами проходили всякие верёвочные маршруты, по которым лазили люди.

Над нами проходят всякие верёвочные маршруты

Мы поехали по указателям к кассе. Оказалось, что из-за ограничений по росту и возрасту, Дариане можно только на самую лёгкую - жёлтую трассу. Стоит это удовольствие 6 евро. Дариане выдали снаряжение и прочитали инструктаж. Кстати, персонал парка вообще не говорит по-русски. Пришлось общаться с ними по-английски и переводить Дариане. Дариана прошла трассу целых два раза,

Дариана проходит трассу

а потом мы пошли на батут, куда всех наших детей пустили бесплатно.

Дети на батуте

В парке ещё была горка для ватрушек с трамплином, но в кассе этой горки не принимали карточки. Я хотел смотаться в банкомат, но мне сказали, что ближайший находится лишь в центре Таураге в четырёх километрах от сюда. Дезинформировали. Банкомат был ближе - в магазине Максима, в который мы потом поехали закупать продукты. Ещё в ларьке с мороженым в парке тоже не принимали карточки, так что если Вы туда соберётесь, то нужно иметь с собой наличные евро. Сайт парка: http://www.tauruparkas.lt/. В 17:04 мы выехали из парка и поехали в Максиму на закуп продуктов. После магазина начиналась автономная часть похода, так что закупиться нужно было на две ночёвки и весь следующий день. Пока мы закупались, Дамиан уснул, и мы положили его в прицеп.

Заехали в супермаркет, и Дамиан уснул

Мы оставили в магазине 30 евро и в 18:15 выдвинулись в сторону ночёвки.

Выезжаем из Таураге

По велодорожке вдоль трассы E77 вернулись к месту заключения Таурогенской конвенции.

Возвращаемся к памятнику Таурогенской конвенции

Кстати, в этом месте велодорожка делает петлю, не идёт вдоль трассы, а проходит через памятник, что для транзитных велосипедистов не очевидно. От памятника мы ушли по гравийке влево, проехали под железнодорожным мостом,

Железнодорожный мост через речку Эжеруону

пересекли поле

Подъезжаем к месту ночлега

и оказались на берегу реки Юры - на месте нашей ночёвки. Прибыли в 18:46.

Река Юра

Проехали за день 45 км. Расположились на удобной ровной полянке, рядом с которой рыбаки сделали спуск к реке, вырезав в грунте ступеньки. Поставили палатку,

Поставили палатку

приготовили макароны с тушенкой, поужинали. Ещё какое-то время сидели у костра, смотрели на звёзды, а потом пошли спать.

Дариана, Андриана и Илиана у костра

23 августа. День второй. Лодочный.

Я встал в 6:40 и, пока все спали, надул лодки.

Андриана и Дамиан

Развёл костёр без спичек, просто подкинув в тлеющие угли сухих веточек. Тут хочется отметить, что в Литве везде и всегда без проблем можно найти дрова. Вот и здесь, мы остановились в поле. Деревьев мало - только узкая полоска вдоль речки. Заходишь туда, а там полно сушняка. Видимо не принято у них жечь костры. Я сварил на горелке рис и пожарил на костре сосиски.

Сергей Мезенов ест рис

А вообще, основное назначение утреннего костра было сжигание мусора, т.к. ближайшая мусорка планировалась очень не скоро. Мы позавтракали, собрали палатку,

Дамиан помогает разбирать палатку

погрузили всё барахло в лодки и в 10:26 начали сплав по реке.

Погрузились на лодки, отчаливаем

Воды в реке было мало. Нужно было внимательно следить за тем, чтобы не сесть на мель на перекатах. А ещё в реке много коряг. Течение подмывает крутые, поросшие деревьями берега, и некоторые деревья падают в реку.

Сплав по реке Юре

Андриана и Дамиан в лодке

Сергей Мезенов на вёслах

В период половодья река Юра выходит из берегов и затапливает окрестные поля. В 11:34 мы прошли мимо странного сооружения из бетонных колодезных колец.

Сооружение из бетонных колодезных колец

Вскоре впереди показалась лодка с двумя рыбаками. Я налёг на вёсла, и мы их обогнали. Я сказал им: "Laba diena!", они мне что-то ответили, я сказал: "Nesuprantu", и на этом наш диалог закончился.

Обгоняем местных рыбаков

Берега Юры не везде одинаковы. Встречаются обрывистые берега с гнёздами береговых ласточек.

Гнёзда береговых ласточек

Встречаются также небольние пещеры диаметром около 30 см. Интересно, это какие-то животные их вырыли?

Небольшая пещера

По этой речке проходит обозначенный байдарочный маршрут. Места для палаточных ночёвок водников обозначены такими вот табличками:

Одно из мест ночёвки водников обозначено специальным знаком

Вскоре в большом количестве начали попадаться песчаные пляжи. Многие из них были заняты отдыхающими. В 14:19, на 12-м километре сплава на одном из свободных пляжей мы сделали остановку.

Остановка на одном из пляжей

Отдохнули от долгого сидения в лодке, искупались. В 14:58 мы продолжили движение. В 16:12 прошли развалины деревянного моста, соединявшего когда-то посёлки Вартулишкяй и Крекишкяй.

Развалины моста

Изначально я хотел пройти по реке 30 км. Однако скорость сплава оказалась меньше, чем я рассчитывал. По плану у меня был запасной вариант ночёвки на байдарочном кемпинге, обнаруженном в посёлке Моцишкяй во время сплава 21 июня 2015 года. Последние километры сплава дались тяжеловато.

Обрывистый берег

Охотничья будка

Дети устали и начали барагозить. У нас закончилась вода, разлитая по бутылочкам, а основной запас воды лежал на дне буксируемой лодки, служил балластом для улучшения остойчивости судна и был недоступен. А ещё начало холодать, а одежда тоже где-то далеко была зарыта. В 18:41 мы подошли к причалу кемпинга.

Причалили

Прошли мы сегодня 22 км. Я сходил к главному зданию, но никого там не обнаружил, и мы решили остановиться здесь. Когда мы подняли всё барахло на берег и начали ставить палатку, пришла хозяйка кемпинга. Мы мило пообщались, и нам разрешили переночевать бесплатно. А ещё хозяйка сказала, что для того, чтобы сплавляться по Юре после моста в Моцишкяе и по Неману, нужно получать разрешение пограничников. На кемпинге из сервиса имеются умывальники с водой, скамеечки всякие, мангалы, домики для посиделок, туалеты типа сортир и место для костра. Мы расположились возле места для костра.

Поставили палатку

Пока мы ставили палатку, Дариана с Илианой насобирали дров для костра. Дрова нашлись даже на кемпинге. Я был так голоден, что сразу же заварил и заточил бомжпакет,

Сергей Мезенов собирается готовить ужин

а остальные участники перекусили остатками риса. И как-то наелись и ужин решили не готовить. Я ещё в темноте сходил и натырил яблок в саду. Посидели у костра,

Дариана, Андриана и Дамиан у костра

полюбовались звёздами и пошли спать. Я сидел несколько дольше остальных, наслаждался моментом, попивая спортнап в одно рыло, закусывая яблоками. Спортнап был долгоиграющим. Его хватило на две ночи, и даже чуть-чуть осталось. А потом я тоже пошёл спать.

24 августа. День третий. Велосипедный.

Выполз из палатки, как обычно, в 6:40. Снова развёл костёр без спичек, перетащил лодки на солнышко для просушки,

Утро. Сушим лодки на солнышке

приготовил в турке кофе и принялся готовить завтрак - макароны с литовской тушенкой. Позавтракали.

Дети завтракают

Стало жарко. Я искупался. Остальные участники купаться не захотели, зато облились водой из крана. Я сфоткал стенд с телефоном кемпинга.

Информация о водном кемпинге с телефоном

Позже я нашёл сайт кемпинга. Мы собрались

Собираемся

и в 11:10 начали движение на велосипедах.

Поехали!

Проехали 1 км по лесу Юрос Эйгува и оказались в посёлке Моцишкяй.

Едем через посёлок Моцишкяй

Выехали на 141-ю дорогу

Выехали на трассу

и поехали по ней на запад, переехав речку Юру по мосту.

Пересекаем Юру по мосту

Через 4 км остановились у магазина Чиа в Вилькишкяе.

Наконец-то магазин! Автономная часть похода окончена

В 11:39 Автономная часть похода закончена! Мы накупили мороженого, соков и т.п. и расположились в теньке под стенами расположенной рядом гостиницы Лавирга.

Дариана и Андриана отдыхают в теньке

Хозяйка гостиницы предложила нам погулять по территории, где дети обнаружили качели.

Дети катаются на качелях

В 12:10 мы продолжили движение.

Едем

Следующий посёлок - Лумпенай. Мы уже его проезжали в первый день путешествия. В 12:38 мы остановились на уже знакомой нам детской площадке в Лумпенае.

Первым делом - на детскую площадку!

И снова - мороженое, соки, воды, покатушки на качелях.

Дети катаются на качелях

Дети с папой катаются на качелях

В 13:19 мы поехали дальше, а в 13:22 свернули на мерзкую гравийку, ведущую в парк Рамбинас.

Информационный щит в парке Рамбинас

Андриана предложила прокатиться по нормальным лесным грунтовкам, и я с радостью согласился.

Объезжаем мерзкий пескогравийный участок по нормальной лесной грунтовке

Так мы оказались в посёлке Бардинай.

Проезжаем посёлок Бардинай

Пересекли асфальтовую дорогу 4229 и продолжили движение по лесу. Дорога стала рыхлой, но т.к. мы ехали с горки, то спецучасток без проблем был пройден.

Дариана Мезенова в лесу

Мы оказались в долине Немана,

Спустились в долину Немана

проехали погранзаставу

Погранзастава

и снова попали на мерзкую гравийку.

Снова гравийка

К этому времени Дамиан уснул, и мы сделали остановку для того, чтобы переложить его в прицеп. Дариана по гравийке проехала на буксире.

Дариана едет на буксире

Здесь мы встретили встречного литовского велотуриста с торстеном, который сказал нам: "Laba diena!" И, вот, финишная прямая под мостом нового перехода,

Дариана едет сама

и в 14:58 мы прибываем на границу.

Подъезжаем к финишу

Наше барахло снова никого не интересует. Но вот, беда, прицеп не поместился в калитку, которая располагается за будкой литовского пограничника, хотя в ту сторону проехал без проблем. Пришлось его отцеплять, ставить на попа и протаскивать его через калитку в вертикальном положении. Российскую сторону прошли без проблем,

Мост Королевы Луизы

и в 15:19 продолжили движение дальше. Сделав почётный круг по новой велодорожке вдоль Городского пруда,

Советск. Едем по новой велодорожке вдоль пруда Городского

в 15:33 финишировали на ул. Московской. Проехали за день 27 км.

Велосипед Сергея Мезенова на финише

Заключение.

Получился небольшой по расстоянию, доступный для детей интересный маршрут с достопримечательностями. Нам всем понравилось. Если кто-то захочет его повторить, советую не бояться тащить на себе кучу снаряги для ночёвки и сплава. Ведь тащить надо на детское расстояние и с детской скоростью. Надеюсь, Вы получили удовольствие от прочтения этого отчёта. До новых встреч!

Всего пройдено 94 км

© Сергей Мезенов. Август 2018.