Альтернативный отчет о поездке.

К мосту, на котором застрелен Джек. 21.05.2017 г.

«Словно из-под земли, перед нами появился
велосипедист с винтовкой за плечами. Он ехал
абсолютно бесшумно: не было слышно ни шороха шин,
ни скрипа педалей».

(Ридевский Н. «Парашюты на деревьях»)

Из легенды поездки:

…В воскресенье, 21 мая, состоится велопробег по маршруту: Знаменск – Зорино – Новая Деревня – Сосновка – Богатово – Зеленово – мост через р. Луговую (Парве) – Охотное – лес Большаковский – лес Славский – Славск.

В программе велопробега: осмотр Знаменска, новый маршрут до Полесской трассы, памятник на месте захоронения командира разведгруппы «Джек», памятник на месте бывшего концлагеря Хоэнбрух, треугольное озеро, мост, у которого был убит командир разведгруппы «Джек» Крылатых, красивые грунтовки через Славский лес.

Старт с Южного вокзала на поезде №6502 Калининград–Черняховск отправлением в 8:50. Сбор участников непосредственно в поезде. Выходим в Знаменске в 9:42. Возвращаемся на поезде №6387/6388 Советск–Калининград отправлением из Славска в 18:17. Лимит времени на прохождение маршрута – 8,5 часов. Общая средняя скорость – 9,2 км/ч.Приглашаются все желающие…

Итак, в7.30 утра – подъем. Нужно готовиться к завтрашнему экзамену по гражданскому праву, но что-то мне подсказывает, что займусь учебой только вечером. За окном хмуренько, холодно, нет ни намека на солнышко и никуда не хочетсяиз дома выходить. Прогноз погоды в интернете подтверждает – погода днем будет отличная, но ожидается встречный ветерок до 5 м/с. Для лесных грунтовок при движении со скоростью 10 км/ч это помеха незначительна. Считай – мелочь жизни. Переживали и встречный 7-11 м/c на 100 км открытых дистанций – а тут ожидаемые несчастненькие 78 км.Кладу на сессию, пытаюсь разбудить отпрыска. Предлагаю поехать со мной, но моей надежде сбыться не суждено. Уже с вечера было ясно, что не соберется. Невразумительное мычание из другой комнаты подтверждает мою мысль, что придется ехать одному. Как оказалось – к лучшему.Заявленнаяна форуме средняя скорость движения на «велопрогулке» не более 10 км/ч, как показал опыт предыдущих моих поездок с КБТ, на деле оказывается иной. Если есть возможность – велогруппа валит под 30 км/ч.Нет возможности –группа движется с максимально возможной на данном участке скоростью. Это может быть и 25 и 1км/ч. Так оно и случилось. Асфальта было немного –километров 8на весь маршрут. Асфальтовые километры мы пролетели пулей. Но вернемся к теме.

Крепкий утренний чай, пару бутербродов и через 15 минут - на Южном вокзале. Решил взять что-нибудь зажевать в дороге и в «Виктории» – захватил штук 5 бананов, банку ФФФанты, пару паков апельсинового сока и бутылку минералки, в сумме рублей на 250. По опыту предыдущих поездок знаю, что первые 50 км есть обычно еще не хочется, а после – либо уже некогда, либо кусок в горло не лезет. Оказался прав, но об этом попозже.Лет 7 не ездил на дизелях и давно не был на железнодорожном вокзале – поэтому несколько удивился, что пришлось пройти через рамку вместе с велосипедом и просвечивать на наличие запрета рюкзак. В рюкзаке был охотничий нож, с которым не стыдно выйти и на кабана – но служба безопасности на вокзале пропустила, махнула рукой – в сторону касс. В самолет бы точно не пропустили. Кстати о кассах. Кассы теперь совсем не там, где я рассчитывал их найти. Не в подземном переходе на выходе из вокзала и не справа от входа в вокзал. Методом исключения – нашел, к тому же есть указатели. Фонтан на вокзале не работает, наверное, экономят воду и электричество, ведь в стране как-бэ кризис.Билет взял на себя и свойчистенький, блестящий и как-следует смазанный велосипед. До Знаменска получилось в районе 120 рублей. Обратно, из Славска, денег в поезде кондукторы с меня не взяли – хотя специально подготовил и выложил купюрына соседнем кресле. Не знаю с чем это связано,может вид у меня после поездки был заметно непрезентабельный и замызганный, может наоборот, осунувшееся лицо вызывало доверие или жалость, но после того, как проверяющие лица в форме 3 раза прошли мимо моей нескромной персоны, демонстративно не обратив на меня внимания, деньги я спрятал.Но об этом потом.

Поезд в Знаменск тронулся по расписанию. Ехал в последнем вагоне,на всякий случай поздоровался с парой ребят, рядом с которыми стояли велосипеды. Познакомились. Выяснил, что они тоже едут на «велопрогулку», но с другой группой от Междуречья по асфальту с дистанцией 120 км. Ну ладно. Ребят из своей группы увидел уже в Знаменске. Вылез. Распогодилось, солнышко светит во всю. Начали раздеваться, несмотря на ветер. Посчитались – 15 человек. Руководитель группы – позитивный паренек по имени Дима. Всех переписал. Записал его телефон на всякий случай – потом в поездке пригодилось. Сфотографировались всей толпой. Фоток, правда так и не увидел, а жаль. После этого вся братва и случайно затесавшаяся среди нас дивчина поехали кататься по Знаменску. Думал, что знаю достаточно хорошо этот городишко, но я ошибался. Красивая излучина в месте впадения Лавы в Преголю инесколько исторических зданий, где я еще не был, убедили меня в обратном. Школа. Какой-то завод. Древние таблички, кладбище. Водонапорная башня. Ищущие приключений, зрелищ и адреналина парни полезли в башню – я следом за ними. Ступеньки – гнилые, рушатся. Выше первого яруса не полез. В самом начале поездки – с экстримом лучше не перебирать. Когда слазил обратно, подо мной обломилась одна из ступенек, удержался руками на поручнях. Маловероятно, что слезавшие следом за мной это оценили, но свою дозу впечатлений они получили. Дальше - поездка через город, замечательный немецкий мост через реку Преголю, арки которого вместе с дозором изучил своими ручками и ножками лет эдак … назад. На шлюзы народ уже не поехал – час времени потеряли на изучение окрестностей, ребята стали волноваться насчет своевременного прибытия в конечную маршрутную точку. 12-й час дня. Дальше - разбитая в драбадан грузовиками с карьеров дорога до трассы на Черняховск. Пыль из-под колес впереди идущих соратников, очки покрываются тонким «поляризационным» слоем. Будучи не за рулем авто, есть возможность оглянуться назад – и удивиться открывающейся картинке–доступен очень красивый вид в сторону Знаменска с дороги на заполненные водой карьеры. Здорово. Перед колесами дорогу резво переползла взрослая ужиная особь. Доехав до трассы на Черняховск перетащили велики. Замыкающий где-то на перелазе потерял навигатор, но заметил это не сразу, пришлось ему возвращаться за ним и потом нас догонять. «Замыкающий» - это звучит гордо. Обычно это наиболее сильный, опытный, ответственный и подготовленный товарищ, на которого всегда можно положиться в сложной дорожной ситуации. Наши души спокойны за наш тыл. Маленький кусочек асфальта. Народ разогнался, и гнал до тех пор, пока асфальтовая дорога не закончилась и не пошла грунтовка. По грунтовке тоже гнали. Еле-еле хватает сил держаться в середине группы, но эпизодически отстаю. Ребята, чувствую, едут физически отлично подготовленные. С такими парнями можно смело строить новый БАМ и поднимать целину. Доехали до какого-то перекрестка в лесу. Отдыхаем. Ждем отстающих. На всех накидываются злющие голодные майские комары. Запасшиеся репелентами не жадничают, делятся с товарищами. Дальше едем грунтовкой среди леса, в котором очень-очень редко встречаются стоящие автомобили. Что в это время года можно делать в лесу? Для березового сока время уже прошло, для веников и грибов еще рано, черемша уже изросла. В лесу то там, то там что-то шуршит по сторонам да птички поют. Майские жуки. Красота. Минералка и пак с апельсиновым соком незаметно исчезли в утробе, но пить все равно хочется. Народ едет очень резво. По таким дорогам – а скорость держат выше, чем средняя скорость на народном «Тур-де-Кранц». Выехали в конце концов на трассу, ведущую в сторону Большаково, снова кусочек асфальта. Общаемся с народом. Так доехали до Сосновки. Магазин. Мороженое в стаканчиках странного сдавленного вида, остановка возле церкви, рядом с церковью куча народа, священники. Бабка какая-то сокрушается – «милаи, опоздали на угощение, у нас тут причастие было», в ответ- «не грусти, бабуля, мы уже и сами угостились, а водку мы не пьем». Пока все это продолжалось, внутри меня растворилась еще одна купленная вместе с мороженкой минералка. Количество бананов заметно уменьшилось. Рюкзак полегчал. Начинает беспокоить холка под рюкзаком. К нам подошли священники, один из-них местный батюшка, очень доброго и внушающего доверие вида, и другой - более внушительный и фундаментальный, с хитрым проницательным лицом – черняховский епископ отец Николай. Разговор в стиле «кто вы гой-еси добры молодцы». Батюшка отмечает историческую подкованность велогруппы. Предлагает в будущем составить нам компанию в поездках по замкам и вспоминает свою активную молодость, связанную с велосипедом. Сомневаюсь про себя, что такой поход он выдержит. Однако, слишком шустрые ребята собрались. Напоследок он нас благославляет. Подумал – благословление лишним не будет. Спасибо, батюшка! Едем по грунтовкам. Места живописные, дорога петляет вдоль каналов. Чем дальше, тем грунтовки становятся хуже и хуже. Потом они заканчиваются совсем. Если бы не гелевая седушка и не сбавленное давление в колесах до трех атмосфер – мне было бы очень грустно за мою пятую точку. Я подготовился, но не все оказались такими предусмотрительными. Слышу – отдельные ребята подробно, интеллектуально обсуждают родственников ребят, планировавших маршрут, обращая внимание на кровосмесительных характер их отношений с незнакомыми мне личностями обоего пола, проявляя при этом исключительное и удивительное владение информацией об их генеалогическом древе. Расширил свой лексикон и кругозор. Утвердился во мнении, что поездка все-таки познавательная.

Эпизодически дорог вообще нет. Старые, заброшенные пожарные просеки, по которым лет 20 никто не передвигался. Заросшие поля, опять же с заросшими травой остатками тракторной колеи, поваленные деревья, лужи, болотистая местность, канавы и каналы. Крапива, колючки. Елки. Перелазы. Заброшенная и затянутая хмызником местность. Иногда велосипед тащишь на себе, иногда ведешь его рядом с собой. Иногда – на минимальных передачах пытаешься ехать по этому бездорожью, глядя на остальных – и от напряжения каменеют мышцы ног, наливаясь усталостью. Открыл для себя, что есть на свете такие удивительные люди, которые перемещаются с велосипедами там, куда не суются в поисках редких краснокнижных грибов-баранов безбашенные грибники. Тяжелый рюкзак вполне закономерно вызывает жжение холки вдоль и поперек позвоночника. Чем дальше – тем больше. Ощущения – очень болезненные, как будто прижимают к спине горячий утюг. Иногда с прострелом вдоль дельты. Запах черемши – вокруг поляны цветущих стрелок дикой черемши. Красная книга! Наконец-то начинаю понимать, что имели в виду ребята, когда вспоминали родственников организаторов. Эпизодически, если ситуация располагает, народ, пользуется кратковременными остановками и на скорую руку перекусывает. Дима с добрым лицом и железной задницей всех поторапливает – говорит привал будет у треугольного озера, там перекусим и отдохнем. Искренне обрадовался, когда участок с «сюрпризом» закончился, и что не взял с собой отпрыска, иначе мы стали бы обузой для всей группы. Снова узнаваемый маленький кусочек асфальта по моей давней культпоездке на автомобиле в сторону Громовского дурдома, а дальше снова грунтовки. Так мы оказались на месте памятника командиру разведгруппы «Джек», а также памятного обелиска, рядом с местом бывшего концлагеря «Хоэнбрух». Исчезли последние бананы и еще один пак с апельсиновым соком. Есть больше нечего да уже и нехочется. По опыту прошлых поездок и прислушиваясь к ощущениям – понимаю, что организм начинает подстраивать метаболизм под сложившиеся условия. Небольшой отдых – и перемещение к удивительно красивому треугольному озеру, с чистой и прозрачной водой. Озеро так и называется – «Треугольное». Идеальный равнобедренный треугольник. Думаю – рукотворное. Кое-кто даже искупался. Помочил ноги и я, освежился и поехали дальше. Задержаться и как следует отдохнуть не дали. Ну и ладно. Места, по которым едем трудно назвать дорогой и машины повышенного класса проходимости тоже здесь не проехали бы. Танк проехал бы, а L200 – нет. Проезжаем мимо какого-то старого зеленого памятника с пятиконечной звездой без опознавательных знаков. Никто не знает, кому он тут поставлен. Наконец подъезжаем к взорванному мосту, возле которого убили во времена ВОВ командира разведгруппы с крылатой фамилией Крылатых. Может быть тот зеленый памятник тоже поставлен ему? Никто не знает. Место со взорванным мостом через какую-то речку, очень колоритное. Дорог к нему нет. Были когда-то, но заросли за послевоенные годы дремучим лесом. Выглядит как уменьшенное подобие бывшего взорванного Берлинского моста, который разорали. Очередной сюрприз – сухопутной переправы нет. Вода поднялась, мостки все смыло. Поискали брод – ничего похожего в пределах видимости нет. Растерянность по поводу отсутствия возможности переправиться посуху потихоньку исчезает, немного помявшись, стали прикидывать возможные варианты. Возвращаться назад неохота. Вариант с налаживанием нормальной переправы в ограниченные сроки при отсутствии инструментов отпал сразу. Про свой ножик в рюкзаке я благоразумно решил не упоминать. В данной ситуации он бы в любом случае погоды не сделал бы. Один из парней разделся, собрал вещи и смело, но осторожно переправился на тот берег. Вместе с велосипедом. Я следом. С рюкзаком, но без велосипеда. Велосипед по цепочке передали позже. Народ колебался по поводу переправы – ведь вода была грязная, с тиной и ряской, а вокруг метались жадные до свежей крови кровососущие голодные твари. Дно неизученное, с острыми сучками, пиявки, расползающиеся по кустам ужи. Одного ужа я выгнал из воды в месте переправы, дабы не пугал народ своей змеиной внешностью. Благоразумно осуществил переправу в носках. Не люблю пиявок. Настроение резко переменилось, когда единственная в компании дивчина разделась и отправилась на переправу со всеми своими пожитками. Для кого-то из ребят это стало лишним стимулирующим для переправы фактором. Организовали небольшой конвейер, после переправы пересчитались, в живых осталось 9 человек. 6 человек незаметно решили вернуться назад до асфальта, прокатиться и сесть на дизель где-нибудь ближе к Полесску. На переправе потеряли час. Пока оделись, обстановка стала чуть более нервной, впереди еще длинный неизвестный путь, длиной километров 28 (по грунтовкам), за плечами – 50. Мокрые носки – в рюкзак. Велосипед в очень замызганном состоянии. Смазка на цепи и передачах повытерлась об траву и об землю, забившись пылью и грязью. Последняя жидкость – ФФФанта исчезла так же быстро, как и все предыдущие напитки. Больше пить нечего. Есть тоже. Но ни есть ни пить уже некогда. Есть отличный шанс не успеть на дизель в Славске через два часа, и потом добираться на перекладных до Калининграда. Это заметно стимулирует, поэтому народ гонит. Как может. Дороги – сплошной грунт. Иногда более ровный. Иногда не очень. Велосипед скрипит, как несмазанная телега. Стараюсь держаться к середине группы, не всегда получается, но я стараюсь. Народ потихоньку устает. В Охотном шустрый Дима остается подождать отстающих, а я нагоняю головную группу и дальше держимся вчетвером вместе. Успокаиваю по телефону Диму – что не отстал и не потеряшка, что вместе с «Зеленым» едем по треку, и нас четверо. Дима вместе с дивчиной, Замыкающим и подотставшими – где-то далеко позади. Дальше – видим в поле дизель, направляющийся из Полесска в Советск. Поезд сигналит. Если поспешим – то успеем на него, уже возвращающийся из Советска в конечной точке маршрута – Славске. Перетаскиваем велики через железнодорожные пути и продолжаем гонку. Ехать тяжело. Дорога петляет среди леса, между болот и каналов. Грунт мягкий, колеса проваливаются в песок, тракторная колея. Иногда засохшая и грязная. Иногда с лужами. Иногда более-менее. Держусь следом за сильной компанией. Отставших в пределах видимости не наблюдаю. Иногда промахиваемся мимо перекрестков и возвращаемся назад. Ориентиров никаких нет. Единственный ориентир – трек в навигаторе. Славский лес меня впечатлил, но в памяти мало что отложилось. Чуть подотстал от двух лидирующих ребят, метров на 7, и это меня спасает, когда они влетают на скорости в протянутую через дорогу изгородь из колючей проволоки, которую сложно визуально заметить даже без солнцезащитных очков. Оба парня в поляризационных очках. Изгородь рвется вдребезги. Ребята художественно летят кувырком через руль, слышу треск велосипедов, звук выходящего воздуха из спускающихся шин велосипеда одного из пацанов, которого про себя прозвал «Зеленым». Ребята валяются на земле. У одного свело мышцы пресса, ему очень больно и самостоятельно встать не получается – помогаю. «Зеленый» отправляет нас дальше по маршруту – говорит – видимо все, пас, сходит с маршрута. Выясняется – трек только у него, но есть запаска. «Зеленый» меняет шину. Голова после такого падения у него соображает плохо, но по сути, он отделался мелким испугом. Помогаем, чем можем, советами, насосами. Но парень и сам молодец – все нужное под рукой, действует сноровисто, быстро. Незаметно догоняет часть отстающих вместе с Димой. Дивчины с замыкающим не наблюдаю. Времени до дизеля остается немного. С полчаса. Зеленый остается доводить до ума велик, а мы выдвигаемся потихоньку к лесной дороге. Снова по бездорожью. Снова тащим велики на себе, рядом с собой, протаскиваем их между деревьев и под деревьями. Полоса препятствий для лесных егерей. Полная жесть. Колючие ели и бурелом выводит меня из равновесия. Думаю – приплыли. Какой-тут нафиг дизель? Прикидываю варианты по поводу возврата в Калининград, до которого километров 100. Слышу сквозь бурелом далекие крики ребят, пролез через эту чащу и оказался на симпатичной лесной дороге, на которой вполне можно проехать даже на мотоцикле с коляской. Дима подотстал, чтобы сориентировать отстающих, но потом быстро догнал, перегнал и как всегда оказался в голове группы. Далее уже изо всех сил – давлю на педали, чтобы не потерять из виду на лесных поворотах рвущихся к заветной цели ведущих. Сил уже мало, не успеваю за ними, но я стараюсь. Через некоторое время оказываюсь один. Дорога петляет, то выводит к железной дороге то снова уходит в лес. После одного из поворотов увидел крыши домов какого-то города. Это был Славск. Я совершенно отстал от группы. Спасло относительное знание Славска, по предыдущим поездкам на автомобиле, а может благословение батюшки. Сориентировался и подъехал к станции за полминуты - за минуту до прибытия дизеля. Время – 18.16. А вот и поезд. Приятное зрелище. На стации билеты не продавали. Странно. Районный центр, вокзал, а билеты не продают. Пятеро ребят подъехали на станцию за несколько минут до меня, а трое, вместе с бедняжкой-дивчиной, Зеленым и Замыкающим на поезд так ине успели, поэтому поехали от вокзала дальше в Советск, получив незапланированное продолжение своих велосипедных приключений. Как ни странно, ни пить ни есть не хочется. В поезде обнаруживаю в рюкзаке завалявшийся пакетик с соленым арахисом. Использую по назначению. Уточняю у ребят в поезде дистанцию на треке, оказывается прошли-проехали 90 км вместо запланированных 78. Поезд идет по абсолютно гиблым местам. Ни с одной ни с другой стороны – никаких даже полевых дорог. Гнилые болота, и чахлый березняк. Прикидываю про себя – где же там, среди этой зеленки с велосипедами какой-то час назад продирались с ребятами по бездорожью. Не верится. Где-то там, в этих местах и скрывались успешно от фашистов наши 14-16 летние диверсанты из разведгруппы «Джек». Даааа…. По дороге в Залесье встречаемся с парнями, отвалившимися от нас на переправе. У них на треке – 58 км пути. Через пару остановок двое из них снимаются с поезда и рулят в пожарном порядке обратно в Залесье за забытыми там вещами. Как они, бедолаги, неблагославленные батюшкой, там? Мы в восемь часов вечера в Калининграде. Фотография на память доехавших до финиша. Кстати, где фотка-то? Душ. Ужин. Ложусь спать. Холка от рюкзака пылает огнем. Дельту сводит. При пожимании плечами – спину сводит. Последняя мысль перед тем, как заснуть – черт… завтра же экзамен, надо было хоть что-то почитать для приличия …

П.С. Цена поездки – 370 рублей. Настроение отличное. По физическим ощущениям – как будто прокатил в лимитированном режиме неполный бревет на 150 км. Загоревшее лицо и руки. Есть что вспомнить и экзамен на следующий день сдал на «отлично». Отдельное спасибо организаторам за интересный маршрут. А с переправившимися отморозками я бы в разведку пошел бы! =)

Всем удачи!

© Сергей Собин. Май 2017.

оригинал отчёта Вконтакте