Код поездки: v1425
Дата: 12-15 июня 2014
Участники: Сергей Мезенов, Андрей Громов, Дмитрий Зима, Надежда Зима, Сергей Кузнецов, Александр Ларионов, Лев Мальцев, Дмитрий Петухов, Сергей И. Цейкало, Сергей С. Цейкало, [Екатерина Горбунова, Александр Журавлёв, Виктор Рудняков, Олег Шевченко]
См. также: jpeg-карту, трек, все фотографии, обсуждение на форуме.
Вашему вниманию представляется отчёт о шестом традиционном велопоходе с переправами и сплавами на лодках "Калининградская Голландия". Такое название поход получил, потому что он проводится по польдерным землям Полесского и Славского района. Между прочим, это самый большой польдер на территории России. Т.е. как и в Голландии территория расположена ниже уровня моря. На ней ещё немцами были построены каналы, насосные станции и прочие гидротехнические сооружения, которые работают и по сей день. Иначе бы эту территорию просто затопило.
Поход этот проводится в День России и сопутствующие ему выходные дни. Обычно вечером последнего рабочего дня мы забрасываемся поездом на северо-восток Калининградской области, становимся на ночёвку и таким образом начинаем поход. В этом году правительство подарило нам целых четыре выходных дня. Грех было этим не воспользоваться. Изначально я планировал заброситься в Черняховск на утреннем поезде, который исправно ходил уже много лет. Но в этом году наша пригородная пассажирская компания толи из-за олимпиады, толи ещё из-за чего-то отменила этот поезд. Пришлось запланировать старт в Калининграде. И хотя, по закону подлости, в последний момент КППК всё-таки решила пустить 12 июня этот поезд, я план похода менять не стал.
В первый день было запланировано проехать 120 км. Не все участники были готовы совершить такой "подвиг". Поэтому Виктор Рудняков организовал заброс на вечернем поезде до о.п. Щегловка, что в 10 км от места первой ночёвки. Т.к. 12 июня этот поезд отменили, то ехать пришлось 11 июня, а 12-го сидеть весь день на одном месте. Договорились, что поездатые халявщики заберут у меня прицеп с лодками, т.к. лодки им понадобятся для переправы через р. Матросовку уже вечером 11-го, а мне не придётся ехать 120 км с прицепом. Одна из лодок находилась у меня в сарае. Я положил её в велоприцеп и поехал с ним на работу. После работы заехал к Александру Журавлёву за второй лодкой. Всё упаковали, собрались ехать, а у Журавлёва колесо спустило. Пришлось менять камеру. На Южном вокзале встретились с Виктором Рудняковым и погрузились в поезд. Олег Шевченко и Екатерина Горбунова заскочили в вагон в последний момент. Группа халявщиков в сборе!
Я вышел на станции Гурьевск и поехал домой в пос. Низовье.
По дороге к месту старта (отелю Балтика) у меня на велосипеде развалилась трещотка. Тем не менее велосипед не потерял ход, хоть и стал издавать страшные звуки. Первым к месту старта приехал Сергей Кузнецов. Затем Александр Ларионов, потом и все остальные участники. А Дмитрий Петухов на своём олимпийском байке вообще опоздал.
Из-за поломки велосипеда я решил немного изменить маршрут, заехать к себе домой и тупо заменить байк на исправный. Так и сделали.
Бонусом я прокатил народ интересной тропинкой из Малинников в Доброе. Сделали санитарную остановку в лесу Гурьевском.
Постояли немного, покормили комаров и поехали дальше. Следующую остановку сделали у магазина "Пчёлка" в Заречье. Магазин принимает карточки Виза/Мастеркард. Круто! Кофе тоже наливают, чем и воспользовались некоторые участники.
Далее Придорожное, Тургенево, Полесск. В Тургенево не стали заезжать в кирху Гросс Легиттена с органом, лишь посмотрели на неё "из окна велосипеда", т.к. она находится относительно близко от города и туда можно съездить в любой выходной день.
В Полесске - завтрак! Я хотел остановиться в кулинарии, но Андрей Громов показал классную уютную кафешку, в которой мы очень хорошо позавтракали.
Едем дальше по Полесской трассе. В Сосновке остановились у кирхи Аугстагиррена. Совсем недавно в ней был дом культуры. А теперь активисты создают на базе неё православный храм. И будет он называться храм Иоана Богослова.
Проехали Полесский лес, пролетели по брущу и, мы в Залесье! Чайно-кофейная остановка, осмотр кирхи Меляукена. Развалины кирхи в мае 2012 г. пострадаили от пожара. После пожара мы посетили её в первый раз. Ещё на этой остановке произошло историческое событие - трое участников написали заявления на вступление в клуб.
В Залесье мы свернули с полесской трассы и взяли курс на Громово. Андрей Громов прикалывался, говорил что все вокруг поля и леса - собственность маркиза Карабаса, т.е. его . На этой дороге мы посетили памятник на месте концентрационного лагеря "Хохенбрух" и Памятник командиру группы "Джек" Крылатых Павлу Андреевичу.
После зубодробительного лесного грейдера выехали на участок с новым асфальтом, втопили, остановились на повороте перед Громово, чтобы подождать отставших. Оказалось, что у Дмитрия Петухова на олимпийском велосипеде растянулась и провисла цепь. На зубодробилке она естественно слетела с задней звёздочки. Пришлось подтягивать. На помощь отправился Сергей Цейкало старший.
Следующая достопримечательность - мост через р. Ржевку. Когда-то по этой реке ходили корабли и мост был разводной. Сейчас он уже не разводится, но остатки механизмов сохранились. Недавно мост подремонтировали - укрепили двумя продольными двутавровыми балками и поменяли деревянный настил. Теперь по нему даже можно пролететь с ветерком на скорости 40 км/ч.
За мостом мы обнаружили отремонтированную дамбу. Мы свернули на второстепенную грунтовку, потряслись по ней и очутились на берегу озера Глубокого с необыкновенно прозрачной водой. В озере мы купались, фотографировались под водой, прыгали врду с тарзанки.
Поехали дальше. Распугали стаю скворцов, полюбовались на белые лилии и выехали на берег реки Злая.
Недаром река носит такое название. Когда мы ехали по её берегу, у Сергея Цейкало младшего сломался багажник. Но мы его отремонтировали с помощью пластиковых хомутов.
По мосту асфальтовой дороги Большаково - Гастеллово мы переехали на северный берег реки Злая и продолжили путь вдоль неё до леса Славского.
Заезд в лес. Рейтинг дороги падает ниже плинтуса. Всё заросло травой и вдруг! Мы оказываемся на старом асфальте бывшей воинской части. Из леса показываются ангары для передвижных ракетных комплексов. Заезжаем под землю! Примечательно то, что в ангарах чисто. Нет ни бычков ни битых стёкол. Значит про это место мало кому известно. Ходим, смотрим, залазим на "крышу" ангара.
Поехали дальше. Асфальт кончается, и снова трава по пояс. Точно, сюда никто не ездит. Постепенно рейтинг дороги вырастает до вполне приличной и приятной грунтовки.
На этой дороге произошла поломка багажника Андрея Громова - отвалился и потерялся болтик. Я у себя в инструментах нашёл новый болтик, и мы всё починили. И вот уже мы в Славске.
До места первой ночёвки уже близко, и мы едем в магазин за продуктами. Возле магазина обнаружили авторазборку, на которой стоял не разобранный раритетный автомобиль Запорожец.
Андрей Громов предложил заехать искупаться в минеральном бассейне. Я согласился, т.к. тоже никогда ещё в нём не купался. Устроили шоу для местных жителей. Прыгали в воду, резвились как дети. Хотя вода, по их мнению была холодной, и никто из местных не купался.
Когда мы ехали по улицам Славска, то нам перебежала дорогу чёрная кошка. После этого Андрей Громов при подъезде к кирхе Хайнрихсвальде мощно навернулся на ровном месте и разодрал себе ногу. А, когда мы уже выехали из Славска, на олимпийском веле Дмитрия Петухова взорвалось колесо. Но все эти неисправности были быстро ликвидированы.
Далее через Лозняки мы выехали к шлюзу на Матросовке. Через шлюз раньше ходили корабли. Но сейчас он не выполняет своих функций, а русло реки Матросовки пустили в обход.
Получился остров и посёлок на нём назвали Островное. На остров можно попасть с востока по южной дамбе Матросовки, либо через этот мост:
Мост узкий, находится на большой высоте и не имеет ограждения. По нему даже на велосипеде страшно проезжать, а каково на машине?
После моста осталось каких-то 4 км до нашей ночёвки, но нужно ещё переправиться на северный берег Матросовки. У халявщиков не отвечают телефоны. Поэтому мы с Андреем Громовым улетели вперёд, чтобы подготовить переправу к приезду основной группы.
И вот, первая переправа! Течение в этом месте бурное. Паромщиком работает Александр Журавлёв. В первой лодке перевозим людей, во второй - велосипеды. Первым делом переправили продукты и повара - Александра Ларионова.
Далее - ужин, стрельба из пневматического пистолета Виктора Руднякова, любование луной, посиделки у костра и спать! А я поехал ночевать к жене, дочке и тёще в Советск.
Проехали 129 километров
В 7:00 в лагере был объявлен подъём. Я как раз приехал из Советска к этому времени. Повар приготовил вкусную гречневую кашу, мы позавтракали и начали собирать вещи.
На месте первой ночёвки мы разделились на водников и сухопутников. В сплав отправились я и Сергей Кузнецов. В лодки погрузили свои велосипеды, прицеп, еду, общественные и личные вещи участников, и отчалили.
Сухопутники выехали несколько позже и поехали в Ясное вдоль дамбы р. Неман. Хоть, я им до Ясного нарисовал путь по асфальту, они решили не менять традиций и поехали по гравийкам вдоль границы. Тем временем начал подниматься встречный ветер, и на реке поднялась волна. Мы шли по течению, но ветер нам сильно мешал. Когда поднималась большая волна, мы не могли идти по центру реки, где течение наиболее сильное, а прятались возле берега. А ещё у нас один баллон в лодке спускал. Хватало километра на 4, после чего человек, сидящий на вёслах вместе с сидением проваливался на дно лодки и грести становилось неудобно. Мы потом под сидение надувную подушку от матраса положили, чтобы проваливаться было не так неприятно. Нам с Кузнецовым предстояло пройти по реке 28 км до места встречи с сухопутниками и второй переправы.
Первую остановку для подкачки лодки сделали в Островном. На том самом острове, где был шлюз. Сухопутники в это время фотографировались у пограничного столба на берегу Немана. После этого мы попали в ливень. Но не останавливались. Просто укрылись дождевиками и продолжили путь. В Островном проплыли мимо лагеря автомобильных палаточный туристов, и шуганули трёх лебедей.
Лебеди эти нам потом ещё несколько раз встречались. Мы их шуганём, они перелетят на другое место вниз по течению, мы догоняем, они снова улетают и т.д. Специально мы, конечно, их не шугали. Наверно вид лодки с велосипедами приводил их в ужас. На загогулине вокруг Островного и до моста в Мостовом скорость течения Матросовки наибольшая. Наши лодки разгонялись до 7 км/ч.
Сухопутная группа прибыла в Ясное. Заехали в магазин. Посмотрели кирху Каукемена. Мы в это время прошли под мостом в Мостовом.
Сухопутная группа отметилась на погранзаставе Приваловка направилась к самой северной точке Калининградской области - пристани Зелёный мыс, которая находится напротив Литовского города Русне. В советское время здесь ходил паром.
А Виктор Рудняков снова схалявил - решил не ехать в Русне, а подождать остальных в Дюнном. Но даже до Дюнного поехал не по маршруту по заросшей лесной дороге, а в объезд по дамбе. Зато записку на дороге оставил. В это время водники, прячась от ветра чуть не попали в бурлящий водняной поток. Это так насосная станция работает - откачивает воду из каналов, которые находятся ниже уровня моря.
Сухопутники расположились на обед на Зелёном мысе. Водники тоже нашли местечко в камышах, причалили и организовали себе обед. Тем более, что у нас все общественные продукты были, и даже котелок с гречкой.
Сухопутная группа заехала посмотреть развалины усадьбы в лесу Дальнем, недалеко от погранзаставы. А мы полюбовались из лодки развалинами необычной кирхой Альт Ляппинена (Большие Бережки).
Сухопутная группа приехала в Дюнное и встретилась с Виктором Рудняковым.
А у нас уже на горизонте появилась кирха Гросс Кришцанена. Подошли к месту планируемой переправы. Но тут с северного берега не подъехать на велах. Идём дальше. Ещё один километр до нашего традиционного места напротив разрушенного дома. Причалили, звоним сухопутникам, а они только в Прохладном тусят. Разгружаемся, кормим котов гречкой, спим, играем с козой, в общем, ждём.
Сухопутная группа прибыла к переправе только через час. Пока ждали, переправили парочку местных алкоголиков через реку, у которых, как они сказали, угнали лодку. Переправляемся. Паромщиком работает Сергей Цейкало старший.
После переправы перегоняем велы и лодки к месту перевала через дамбу. В этом месте лодки нужно было перенести из Матросовки в Немонинский канал. Лодки пришлось гнать против течения. Сергей Кузнецов справился, но сказал, что в сплав больше не пойдёт. Сергей вообще бывалый походник - водник и пешеходник. На велосипеде поехал, наверно, в первый раз. Говорил, что на вёслах может сидеть целый день. Но что-то ему надоело. И действительно, сплав по Матросовке был самым тяжёлым в этом походе. Большой толпой перенесли лодки через дамбу. Поменяли экипаж. Теперь в сплав отправились Сергей Цейкало и Дмитрий Петухов. До места ночёвки по воде - 8 км.
А мы поехали закупаться в магазин пос. Заповедное. Продукты и воду решили везти в прицепе, а потащил его Виктор Рудняков. Местные жители офигевали от того, как мы нагрузили "бедного дедушку".
Наш путь пролегал вдоль Немонинского канала, и вскоре мы обогнали водную группу.
Я привёл группу на место ночёвки - взорванный мост, а сам поехал с юными членами клуба к второй дамбе, через которую надо было переносить лодки. Возле этой перемычки насыпана гора песка. Везде вокруг вовсю идёт ремонт дамб. Сергей и Дмитрий стали лазить по этой песчаной горе.
Дождались водников, перевалили их через дамбу, забрали у них часть вещей, которые понадобились повару.
Встретились на месте ночёвки. На ужин были пельмешки. А я снова уехал к любимой жене и дочке в Советск. Своим ходом доехал до Гастеллово. Там меня забрала жена на машине.
Велосипеды проехали 82 километра
Лодки проплыли 38 километров
Утром мой тесть собрался на рыбалку и привёз меня на машине прямо к месту ночёвки участников. В лагере готовился завтрак. Люди ловили рыбу. Даже что-то поймали.
Позавтракали, отправили в очередной сплав Сергея Цейкало с юными членами и стали собирать вещи.
Прицеп я решил прицепить к себе. Но самодельное сцепное устройство было изготовлено под диаметр подседела 25 мм. А у меня после замены байка было уже 27 мм. Как раз поэтому вчера прицеп и тащил Виктор Рудняков, т.к. только у него и на олимпийском сингспиде диаметр 25 мм, а синглспидом таскать прицеп по грунтам плохо. С помощью снятого подседела и топора решаем проблему нестыковки диаметров.
Поехали! И тут началось. Впереди дамба ещё не доделана, т.е. тупо песок и всё. Велосипед не едет.
Периодически возле дамбы встречались участки, где можно было ехать.
Потом мне надоело пешеходить, я плюнул, сел на байк и поехал. Остановку сделали на "Куриной лапе" (месте слияния рек Немонин, Ржевка, Тимбер). Я так разогрелся, что по приезду сразу бултыхнулся в реку, несмотря на моросящий дождик. Вода была тёплой и я долго плавал.
Тем временем Виктор Рудняков пошёл в лес пописать и нашёл целый клад - складные столы, стулья, мангал, котелок и ещё много всякого добра. Пожалели, что не остановились на ночёвку в этом месте .
Приплыли водники. Снова замена экипажа. В сплав идём: я, Александр Журавлёв и Надежда Зима. А у сухопутной группы вообще дорога испортилась - сплошной песок.
Идём на лодках по Немонину. Нам навстречу - группа байдарочников. Кричим друг другу "привет!" Они офигевают от встречи с велосипедистами посреди реки.
Сильно мешает встречный ветер. Пытаемся прятаться у берегов, но там всё лилиями заросло. А ещё дождь пошёл. Прячемся под дождевиками. Кто на вёслах, тому тепло и хорошо. Сухопутная группа остановилась осмотреть заброшенный цех по обработке рыбы. Рядом с цехом - развалины немецкого моста, причалов для судов, и каких-то гидротехнических сооружений. Проходим на лодках через шлюз. Сухопутники машут нам руками.
Приплываем в Головкино. Журавлёв и Зима вообще никакие. Замёрзли, зуб на зуб не попадает. А я погнал лодки на другой берег за сухопутной группой.
Переправа №3. Под дождём. Я сделал ещё один рейс и уступил место на вёслах Виктору Руднякову.
Сухопутная группа тоже уже сильно замёрзла. Все хотят в кафе. Ага, в ресторан ща поедем! Но Александр Журавлёв организовал нам импровизированное "кафе" в местном магазине. Мы поели бомжкапетов, попили кофе и распили бутылку виски на всю толпу (для согрева). Было так тепло и хорошо, что мы даже благодарность магазину выразили в письменном виде.
Поехали дальше по асфальтовой дороге вдоль Полесского канала. Лодки мы сдули и уложили в прицеп. В пос. Красное - следующая переправа №4. Здесь находится общественная лодка на тросе. Часть участников, которые здесь никогда не были, поехали смотреть Куршский залив.
Некоторые участники переплыли Полесский канал своим ходом.
Пока мы переправлялись, из дома на северной стороне вылезла пара местных алкоголиков и начали требовать деньги за переправу по 100 рублей за каждый рейс. Но были посланы на *censored*. Тогда один из алкоголиков поменял тактику, переплыл за нами и начал жалобно клянчить: "дайте хоть сколько на бутылку!". Разжалобил-таки Александра Ларионова, который дал ему 50 рублей.
Следующую остановку сделали в Саранском. Попили кофе, поели фруктов.
В Марксово свернули с асфальта на более короткую и красивую грунтовку.
В Изобильном посетили епархиальный женский монастырь в честь иконы Божией Матери "Державная".
В Григорьевке опять съехали с асфальта и проехали через брошенную воинскую часть. Там должен был быть водопад на реке Полянка, но он не работал, т.к. уровень воды в реке сильно упал. В Ратном на скоростном спуске на олимпийском велике снова слетела цепь. И снова её пришлось подтягивать.
Между Ратным и Солдатово мы посетили ещё одни подземные ангары. Но в этом месте уже не так всё заброшено. Какая-то техника работает, лесопилка стоит...
Юным и в душе юным велосипедистам очень понравилось скакать по крыше брошенного автомобиля. А Александр Журавлёв даже зеркало на велосипед себе скомуниздил.
Лев Мальцев насобирал виноградных улиток. Сказал, что будем готовить их на ужин. Женскую половину участников охватила паника. На самом деле виноградных улиток, прежде чем приготовить, нужно кормить мукой две недели, чтобы вывести из них всю гадость. А вообще они съедобны.
Приехали в Гвардейск. Проехали по недавно отремонтированной центральной площади и остановились у магазина "Виктория". Здесь мы закупили продуктов для ночёвки №3.
К месту ночёвки на р. Преголя ехали тропами вдоль железной дороги: по ул. Станционной, просто по щебню, по старой заброшенной асфальтовой дороге.
Когда старая дорога закончилась, мы перенесли велы через рельсы и оказались на новой дороге.
В пос. Пруды свернули с неё, проехали под красивым железнодорожным мостом и оказались на месте ночёвки.
Приготовили ужин, покушали, посидели у костра и пошли спать.
Велосипеды проехали 68 километров
Лодки проплыли 8 километров
Я и Журавлёв проснулись раньше всех. Развели костёр, поставили воду на чай. Вскоре проснулся повар и приготовил нам завтрак.
Я подготовил лодки к сплаву по р. Преголя.
Мы покушали, отправили в сплав Сергея Цейкало старшего и Надежду Зиму, собрались и поехали.
Мы едем к месту переправы через Преголю. Дорога сильно заросла травой. Местами её и не видно совсем. Ориентир - ЛЭП. Прямо за ней - переправа.
Виктор Рудняков зашёл в воду прямо в штанах и башмаках и очистил причальное место от рыбацких колышков. Водную группу долго ждать не пришлось. Я поплыл своим ходом на тот берег, чтобы помочь водникам разгрузить лодки.
Высаживались прямо в кусты и крапиву. Но в этом месте была отмель и твёрдое дно. Т.е. по воде можно было спокойно подойти к лодке и снять с неё груз. Переправа №5. Паромщиком работал Сергей Кузнецов.
Пока переправлялись, участники похода уже протоптали целое шоссе в крапиве. А там дальше уже вполне приличная грунтовка была. После переправы Сергей Цейкало старший продолжил на лодках путь по воде, а мы поехали по берегу.
На северном берегу было много отдыхающих. Мы даже проехали лагерь водников, которые сплавлялись по реке на надувных плотах. Нашли местечко, с пляжем, на котором никого не было и стали ждать Сергея Цейкало. Перекусили, поспали, постреляли, искупались.
Приплыл Цейкало. Мы сдули лодки, упаковали их в прицеп и поехали дальше по красивой грунтовке вдоль реки.
В Лозовом поднялись в горочку и потеряли Журавлёва. Пока Сергей Цейкало ездил его искать, мы устроили фотосессию в маках.
Оказалось, что Александр так увлёкся музыкой, что уехал в противоположную от Калининграда сторону. Снова едем вдоль Преголи.
Проезжаем Сокольники и выходим на трассу А229 в пос. Холмы. Но оживлённое движение на трассе нам мешало недолго.
Сразу за Холмами начался ремонтируемый участок трассы. Весь транспорт пущен в объезд, а мы как короли заняли всю ширину проезжей части. Правда, кое-где приходилось проезжать и по грунту.
Доехали так до Низовья. Я показал секретную тропинку, по которой следует заезжать в посёлок, чтобы не таскать гружёные велосипеды через отбойники и кюветы.
Мы проехали по улицам Заречная и Библиотечная и оказались в замке Вальдау.
Оказывается вчера здесь был юбилей. 750 лет. А я и не знал... Народ гулял и всё такое. Естественно, в замке осталась куча мусора.
После замка мы поехали в магазин, купили шампанского, вина и закуски и поехали отмечать окончание похода ко мне во двор. А потом народ просто попадал на траву на солнышко и лежал, отдыхал некоторое время.
Т.к. мы немного приняли, то для безопасности в город решили ехать не по дороге, а по полям-грунтовкам. Выехали в поле через школьный стадион.
Проехали радиостанцию, Красное, Прохоровку. Вышли на асфальт зареченской дороги перед самым отелем Балтика.
Проехали мимо озера и финишировали у отеля Балтика. Так закончилась Калининградская Голландия 2014
Велосипеды проехали 37 километров
Лодки проплыли 4 километра
Всем участниками спасибо за компанию! Команда собралась очень дружная, без всякого быдло-алко и т.п., как и задумывалось. Сложный план похода был полностью реализован без приездов на ночёвку в темноте. Мне как организатору было легко и приятно ехать в таком коллективе. До новых встреч!
© Сергей Мезенов. Калининградский велотуристический клуб "Кёниг Байсикл Тим". Июнь 2014.