Авантюрная Польша или 1000 и 1 поворот не туда…

Код поездки: v1413
Дата: 6 апреля 2014
Участники: Игорь Виноградов, Александр Аполлинариев, Екатерина Горбунова, Дмитрий Зима, Надежда Зима, Дмитрий Петухов, Андрей Румянцев, Сергей И. Цейкало, Сергей С. Цейкало, Наталья Чернова

См. также фотографии Надежды Зимы, карту, трек, оригинал отчёта в ЖЖ, обсуждение на форуме.

13 апреля 2014 г. состоялся непростой авантюрный велопробег, по маршруту Гроново - Фромборк - Толькмицко - Фромборк - Бранево - Гроново, ставший настоящим испытанием силы воли и выносливости для байкеров, а также настоящим тест-драйвом для велосипедов. Главная цель пробега - добраться до польского городка Толькмицко по неизведанной пересеченной местности, практически, исключая асфальт - была достигнута. Сложнейшие подъемы и коварные кросс-кантрийные спуски, сильнейший дождь и встречный ветер, непролазная грязь, которой позавидовали бы танки, километры песка, глиняного месива, бетонных плит и шпал заброшенной железной дороги. Многочисленные падения участников пробега, пробитая камера, одежда, с ног до головы покрытая грязью; велосипеды, также превратившиеся в сплошной комок грязи и работающие на пределе своих технических возможностей: Ну, а наградой за этот путь стали потрясающие пейзажи, интересные места, нескончаемый драйв и океан позитива на финише у всех участников пробега!


IMG_7112a

Из Калининграда до областного приграничного городка Мамоново, от которого до польской границы всего 3 километра, мы забросились на автомобилях, а затем уже дружной колонной из 10 человек, выдвинулись в сторону МАПП "Мамоново". Здесь нас поджидала первая неприятность, чуть было не отразившаяся на настроении всей поездки: Заметив нас, хмурый пограничник с весьма недружелюбным лицом, с ходу перешел в информационно-психологическую атаку, цель которой заключалась в том, чтобы мы и не мечтали пройти границу по "зеленому велокоридору", как это принято во всех цивилизованных странах, выступающих за развитие велодвижения, а стояли в общей автомобильной очереди и дышали выхлопными газами.

02.

IMG_6893

Поводом для этого стал недавний региональный приказ какого-то местного начальника, которому, по имеющейся информации, накапали обиженные блатные друзья, что мол их понтовое авто с красивыми номерами стоит в многочасовой очереди на границе, а эти грёбанные велосипедисты, которых и за людей-то, наверное, считать не стоит, проходят границу вне общей очереди.

Учитывая то, что в Калининграде сегодня, при поддержке властей города, очень активно развивается велосипедное движение и инфраструктура, эта ситуация выглядит более чем просто неприятной: Проливной дождь, снег, ветер, холод - не важно: постойте ка часик - другой в общей очереди, в то время, как автомобилисты сидят в теплом салоне своего авто на мягких креслах и ни о чем не заморачиваются: Кроме того, потерянный на границе час для автовладельца практически ничего не значит, в то время как для велосипедиста важна каждая минута, чтобы успеть по времени уложиться в тот, или иной запланированный маршрут следования.

Чтобы остановить данный произвол местных чиновников, сегодня идет сбор подписей велосипедистов под обращением к губернатору области, с целью отмены этого постановления, а также были направлены претензионные письма в соответствующие федеральные органы.

Как бы то, ни было, нам сильно повезло, что в это ранее утро, на границе перед нами была всего одна машина и, быстро получив штампики, мы поехали к польскому МАПП "Гроново". Здесь уже были огромные многочасовые очереди из машин, причем в несколько рядов, но у поляков все хорошо с дружеским отношением к велосипедистам, поэтому мы без проблем подъехали к КПП, где улыбчивая девушка-пограничник собрала наши паспорта, быстро оформила, и уже вскоре мы пересекли границу.

Неподалеку от границы находится уютный круглосуточный бар "Olga", где можно вкусно перекусить, оформить страховку, поменять валюту или воспользоваться услугой почты. Здесь мы сделали остановку на чашку кофе, слегка перекусили, проверили свои вещи и отправились в путь.

03.

IMG_6897

Проехав Гроново (польск. Gronowo), мы свернули с основной Эльблонгской трассы на проселочную дорогу и взяли курс, в сторону побережья Вислинского залива. Именно отсюда и началось наше внедорожное приключение по польской земле.

04.

IMG_6906

Грунтовая разбитая дорога способна доставить радость байкеру, не меньше, чем хороший ровный асфальт, но лишь в том случае, когда ты на кросс-кантрийном велосипеде с хорошей амортизационной вилкой и цепкими покрышками. Поэтому я ехал в свое удовольствие, успевая любоваться красивыми панорамами на рапсовые поля и дыша чистым утренним воздухом.

05.

IMG_6922

06. Высший пилотаж!

IMG_6923

В одном месте, на пахоте, нас, пронзительными криками, встретила большая стая из 13 журавлей, число которых, удивительным образом, совпало с календарным числом месяца. Я очень люблю этих красивых птиц, и каждый раз, при встрече с ними, на ум всегда приходят строчки из легендарной и очень любимой моим сердцем песни "Журавли", авторства Расула Гамзатова.

07.

IMG_6914

Поля и перелески, через 10 километров, привели нас к крупному рыбацкому поселку – Нова Пасленка (польск. Nowa Pasłęka), расположенного неподалеку от залива, по обеим сторонам реки Пасленка (польск. Pasłęka). Нова Пасленка – это тихая и зеленая деревушка, вдали от городской суеты, идеальное место для рыболовов и яхтсменов. Здесь есть несколько уютных гостевых домов, яхтклуб и яхтенная марина с причалом на 45 яхт.

08.

IMG_6935

09.

IMG_6969

Стоит еще отметить, что Нова Пасленка входит в известный туристический водный маршрут "Жулавская петля" (польск. Pętla Żuławska), соединяющий друг с другом водные пути реки Вислы, Мотлавы, Эльблонг, Пасленка и других, а также вод Вислинского залива. Это 303 километра незабываемого приключения, которое можно испытать плывя на байдарке или яхте. Также Жулавская петля является частью Международного водного пути E 70, бегущего из Роттердама, через Берлинский узел внутренних водных путей, по северной Польше, в Калининград, и далее водным путём Немана (по Преголе и Дейме) в Клайпеду.

10. Пограничное судно на воздушной подушке.

IMG_6968

Здесь, на берегу залива, мы сделали привал с чаем и вкусным пирогом, а затем отправились в дальнейший путь до Фромборка, прокладывая альтернативный веломаршрут вдоль побережья залива. Несмотря на навигационную GPS-помощь в лице нашего штурмана Сергея Цейкало, как, наверное, и все первопроходцы, мы постоянно натыкались на неизведанные тропинки "в никуда", а также всевозможные природные и прочие препятствия, и т.д. Кстати, именно эта особенность нашего маршрута и дала название этому посту.

11.

IMG_6957

12.

IMG_6951

13. Игорь Виноградов.

IMG_6955

14. Наш GPS-штурман Сергей Цейкало.

IMG_6965

15.

IMG_6959

Из Нова Пасленки, по левому берегу реки, мы добрались до ее устья и попали в небольшой леснический заказник, где выращиваются разные растения. Передвигаться здесь было сложно, так как повсюду нас встречали заборы и предупреждающие таблички о частной собственности, и запрете на проезд/проход.

16.

IMG_6971

Однако мы все же сумели добраться до старого полузатопленного мола, на котором сегодня находится гидрометеологическая станция, отслеживающая, кроме погоды, еще и состояние прибрежных вод залива и устья реки Пасленка. Кстати, если верить карте, то данный мол является самой крайней точкой побережья Вислинского залива на территории Польши.

17.

IMG_6973

Развернувшись, мы отправились дальше вдоль побережья, борясь с сильным ветром с залива на открытых участках. Вскоре, почти 4 километра, дороги, выложенной бетонными плитами, привели нас в небольшую деревушку Ружаниец (польск. Różaniec). Из интересных объектов здесь можно выделить гостевой дом "Над заливом" и небольшую лошадиную ферму. Так как все, без исключения, девушки просто не могли проехать мимо симпатичных коников, здесь было решено устроить небольшой привал, на котором лошадкам была уготована настоящая фотосессия.

18.

IMG_6977

19.

IMG_6984

20.

IMG_6985

21.

IMG_6986

И снова в путь по дороге из желтого кирпича плитам в славный Изумрудный город Фромборк! А через очередные три с половиной километра мы уперлись в реку Бауда (польск. Bauda). Здесь дорога на Фромборк сворачивала налево, чтобы, вдоль реки, через два с половиной километра выйти на Браневскую автомобильную трассу. Такой путь нас никак не устраивал, так как противоречил главной задачи велопробега. К тому же, отсюда уже были видны стены Соборного ансамбля Фромборка, частенько, по незнанию, называемого еще замком. По прямой до него оставалось около двух с половиной километров, в то время как по трассе это расстояние было вдвое больше.

22.

IMG_6992

23.

IMG_7009

24. Фромборк на горизонте.

IMG_6999

Что же делать? Форсировать реку с велосипедами пешком? Это нормальная практика для нашего велотуристического клуба "Кёниг Байсикл Тим", но разведка реки, проведенная Сергеем Цейкало, показала приличную глубину и илистое дно… Какого-либо мостика или упавшего дерева также не наблюдалось. Хочешь или не хочешь, но нам ничего не оставалось, как отправиться дальше по бетонке и надеяться на какую-либо тропинку в сторону, не отмеченную на карте.

25.

IMG_6994

26. Сергей возвращается из разведки. Пути через реку нет!

IMG_7003

Спустя несколько очередных поворотов "не туда", оканчивающихся тупиками или непроходимыми зарослями, мы все же нашли верный путь через перелесок, выведший нас прямиком к полузаброшенной железной дороге Бранево – Фромборк – Толькмицко – Эльблонг. Дорога находится в запущенном состоянии – на отдельных участках большинство шпал сгнили, рельсы проржавели и постепенно захватываются растительностью, но, тем не менее, кое-где, дорога выглядит все еще удовлетворительно и, говорят, что кроме поездов-призраков, по ней еще изредка ездят какие-то дрезины…

27.

IMG_7019

28.

IMG_7015

29. Говорят, что тут проносятся поезда - призраки...

IMG_7026

Ехать на велосипеде по шпалам не то, что невозможно – скорее крайне неудобно, особенно сидя, поэтому весь путь по железной дороге пришлось преодолевать, постоянно как-то изворачиваясь: то на велосипеде, то пешком, а то и вовсе неся велосипед в руках…

30. Общее фото всей группы.

DSC0099

31. Дима Зима.

IMG_7027

А уже скоро, мы въехали в город Фромборк (польск. Frombork), знаменитый своим Соборным комплексом и тем, что здесь жил, работал и умер знаменитый польский астроном и создатель гелиоцентрической системы мира Николай Коперник.

32. В Фромборке все пронизано духом Николая Коперника.

IMG_7035

На часах полдень, а значит – пора отдохнуть и хорошо подкрепиться перед дальнейшей дорогой, ведь впереди еще больше половины дистанции. Для отдыха мы выбрали очень уютный и красивый ресторан "Don Roberto" при маленьком семейном отеле "Rheticus" на улице Stara, 1.

33.

IMG_7049

34.

IMG_7046

35.

IMG_7044

36.

IMG_7068

37.

IMG_7070

Сытно пообедав, мы отправились на Кафедральный холм, прогуляться по внутреннему дворику Соборного комплекса, где в тот момент проходила предпасхальная служба, а заодно насладиться чарующей и прекрасной музыкой органа величественного Кафедрального собора.

38.

IMG_7074

39.

IMG_7071

40.

IMG_7073

41.

IMG_7072

42.

IMG_7076

Здесь же мы встретили еще одну туристическую группу велосипедистов из Гданьского велоклуба. Подружившись, мы тепло пообщались на всевозможные темы, от перспектив совместных поездок, до ситуации на Украине. Я лишний раз убедился, что иностранцы слепо верят тому, что показывают у них по ТВ, мол, Россия – это страшный агрессор, напавший на Украину и убивающий мирных граждан. Когда мы рассказали им, что на самом деле творится в Крыму, чему стоит и чему не стоит верить – они были сильно удивлены и высказали большое спасибо за правдивую информацию.

43.

IMG_7087

44.

IMG_7078

45.

IMG_7092

Пожелав друг другу удачи на дальнейшем пути, мы тепло попрощались и выдвинулись в сторону итоговой точки нашего маршрута – городка Толькмицко, до которого оставалось порядка 15 километров.

46. Сергей прилег отдохнуть на ковер из ветреницы.

IMG_7094

Покинув Фромборк и проехав несколько километров по трассе на Эльблонг, мы вновь свернули в сторону Вислинского залива, въехав на северную оконечность огромного ландшафтного парка "Park Krajobrazowy Wysoczyzny Elbląskiej", расположенного на Эльблонгской возвышенности и занимающего площадь в 22948 Га. На территории парка находятся четыре природных заповедника. Парк, основанный в 1985 году, состоит преимущественно из красивейших буковых лесов и березовых рощ.

47.

IMG_7103

Этот участок нашего маршрута был не из легких. Любоваться шикарной природой мешали сложные и изматывающие песчаные грунты, где застревали даже горные велосипеды, многочисленные перепады высот и размытые участки дорог, а самое популярное соотношение передач на велосипеде стало 1:1. Стоит заметить, что именно здесь проходит красный велосипедный маршрут R64 повышенной сложности, протяженностью около 19 километров.

48.

IMG_7111

49.

IMG_7112

50. По песку ехать тяжело...

IMG_7114

51. Иногда приходилось идти пешком...

IMG_7117

52.

IMG_7123

53. Сергей Цейкало (мл.)

IMG_7126

54. Александр Аполлинариев.

IMG_7130

55.

IMG_7135

56. Катя Горбунова.

IMG_7141

Практически на последнем дыхании мы добрались до, уже знакомой, заброшенной железной дороги, отделяющей лес от побережья залива и устроили привал на берегу. В то время, как одна часть нашей компании отдыхала, любуясь живописной панорамой залива, вторая – развлекалась, рассекая на велосипедах по необследованному мелководью, за что кое-кто поплатился проколотой камерой.

57.

IMG_7152

58. Наталья Естефеева

IMG_7164

59.

IMG_7174

Неожиданно, доселе спокойная погода, резко испортилась. С залива налетел шквалистый ветер, небо затянуло тяжелыми черными тучами, и разразился настоящий ливень. Все промокли насквозь в одно мгновение, и надо было двигаться дальше, иначе на таком ветру можно было очень быстро замерзнуть. Спрятав камеру на самое дно рюкзака, дальнейший путь до Толькмицко я уже не фотографировал. Скажу лишь, что нам вначале пришлось преодолеть очередные несколько сотен метров по шпалам, прежде чем мы смогли выбраться на нормальную дорогу, а затем уже, на большой скорости, лавируя между капелек дождя, мы буквально влетели в Толькмицко (польск. Tolkmicko) и спрятались от ливня под крышей автозаправочной станции. Главная точка нашего веломаршрута была достигнута!

60. Вислинский залив.

IMG_7167

61.

IMG_7191

62.

IMG_7198

63.

IMG_7199

Стоять на одном месте в мокрой одежде было довольно холодно, поэтому дождавшись пока дождь чуть поутихнет, мы отправились в обратный путь, по пути заглянув в Толькмицкий порт – главную достопримечательность этого городка.

64. Красивое старинное здание железнодорожной станции в Толькмицко.

IMG_7197

А через пять километров от города, нас ждала встреча с еще одной достопримечательностью этих мест – Святым камнем (польск. Święty Kamień). Как гласит информация на информационном щите, огромный булыжник, диаметром в 14 метров и высотой в 2,2 метра, был принесен сюда скандинавским ледником 15.000 лет назад, а в последующие столетия камень стал главным алтарем язычников – пруссов, живших на этих землях задолго до прихода сюда рыцарей Тевтонского Ордена. Сообщается, что, согласно легенде, на этом камне рыбаки-пруссы приносили жертвы своему богу моря – Аутримпо.

65.

IMG_7206

66.

IMG_7235

67.

IMG_7237

Удивительным совпадением выгладит тот факт, что как только мы забрались на этот камень, чтобы сделать групповой снимок, дождь сразу же прекратился, тучи рассеялись, и выглянуло теплое солнце…

68.

IMG_7213

И снова впереди полюбившаяся или осточертевшая железная дорога и гладь, пробивающегося сквозь стволы деревьев, залива, а затем мы выбрались на участок синего велосипедного маршрута. Казалось бы, обратный путь, освещаемый весенним солнцем, будет намного легче уже пройденного маршрута, но все оказалось прямо противоположно…

69.

IMG_7240

70.

IMG_7243

71.

IMG_7248

Прошедший ливень сильно размыл и без того неустойчивые грунтовые дороги, превратившиеся в грязное месиво, а перепады высот сделали их форсирование очень сложным занятием. Чуть увеличишь скорость – и в одно мгновение ты будешь заляпан грязью снизу до верха, даже при наличии на велосипеде защитных крыльев… Замедлишь скорость – и сразу резко повышается вероятность срыва колеса и падения в грязевое болото или лужу… Скоростные спуски с холмов также таили в себе опасность, и преодолевать их приходилось практически на заблокированных тормозах, чтобы не улететь в какую-нибудь канаву или дерево.

72.

IMG_7116

Уже на подъездах к трассе Фромборк – Эльблонг, в районе деревни Наруса (польск. Narusa), мы наткнулись на еще одно пастбище с десятком пасущихся симпатичных лошадок и были вынуждены сделать очередную остановку на фотосессию.

73.

IMG_7261

74.

IMG_7266

Вскоре километры бездорожья были успешно пройдены и мы, как отборная группа довольных свинюшек, заляпанных грязью с ног до головы, наконец-то, выехали на чистый асфальт. Полностью замазанные грязью, переключатели скоростей на велосипеде угрожающе и пугающе хрустели, а жирные куски глины с протекторов колес весело разлетались в разные стороны…

75.

IMG_7273

76. Все остальные выглядели примерно также...

IMG_7268

В Фромборке мы сделали небольшую остановку на Рыночной площади у, любимого калининградцами, супермаркета Бедронка, где желающие могли восполнить запасы провианта, а затем отправились покорять оставшийся участок пути. Вновь, уже знакомый нам, железнодорожный мост через речку Бауда и небольшой участок шпал, до поворота на одну из известных велосипедных дорожек в сторону Бранево, что позволило нам избежать бетонных плит, заменив их на более приятные грунтовые дороги.

77.

IMG_7280

78.

IMG_7281

В Бранево часть нашей группы вновь отправилась дозакупаться продуктами в Бедронку, а владельцы пластиковых карт, в том числе и я, – в супермаркет Лидл.

Учитывая позднее время суток и перспективу серьезного мытья велосипедов, на которые уже страшно было смотреть, в домашней ванне, мы приняли решение отправиться на ближайшую бесконтактную автомойку, где минут за пятнадцать привели все велосипеды, и себя заодно, в цивилизованный и опрятный вид.

79.

IMG_7285

Последний шестикилометровый участок нашего маршрута до погранперехода Гроново мы проехали на одном дыхании. Огромная вереница польских машин была преодолена, как и утром, вне очереди, а с российским КПП нам снова повезло – впереди была всего одна машина... Вот так завершился этот очень интересный и дружный велопробег, оставивший массу ярких воспоминаний, и позволивший мне взглянуть по новому, как на собственные силы, на подобных маршрутах, так и на надежность своего байка!

80. Карта пройденного маршрута.

map1

Статистика:

  • Общая дистанция пробега: ~ 90 км.
  • Общая пройденная дистанция: 111 км.
  • Средняя скорость: 15.8 км/ч
  • Максимальная скорость: 47 км/ч
  • Затраченное время (в движении): 7 часов.

    © Андрей Румянцев. Апрель 2014.