v1411 - Отчёт (Прокатиться по Гауе)

Код поездки: v1411
Дата: 3-5 апреля 2014
Участники: Владимир Петропавловский, Наталья Дедюхина
Пройденное расстояние: 212 км


карта маршрута

См. также: GPS-трек, все фотографии, оригинал отчёта в ЖЖ: часть 1, часть 2, часть 3.

Желание прокатиться где-нибудь по Латвии и, в частности, по территории нацпарка Гауя возникло у жены еще года полтора-два назад, еще до Крыма, так что она и сама не помнит, а я - тем более. Ну, и мне тоже стало интересно: все-таки красивые места: пещеры, скалы из девонского песчаника, например, природа, мать ваша. Да и в клубе периодически пинали-напоминали, мол, есть дружественно-визовые связи с Латвией, посему поездка туда - не только шкурное, но еще и общественно-полезное действие.

А тут внезапно случился микроотпуск в процессе очередной смены работ, и жене тоже удалось 2 отгула вымутить, вот и появился повод закрыть еще один хвост по желаемым бюджетным поездкам. Была заброшена инфа на форум КБТ (желающих присоединиться не нашлось - и это было хорошо, кстати), взяты треки из предыдущих поездок клубней в те края. А когда стало ясно, что нас едет только двое, были куплены дешевые билеты на люксэкспрессовский автобус до Риги и обратно (980 р. на человека в оба конца) и забронированы на букинге места ночлегов: гостевой бревенчатый домик на берегу Райскумского озера на первую ночь(55€) и гостиница (а реально - комната с верандой и сортиром в частном гостевом доме) в Саулкрасты - на вторую ночь (25€). 2 апреля поздно вечером приехали на вокзал, разобрали и зачехлили велы... В правилах перевозок люксэкспресса написано, что провоз велов разрешен с согласия водителя и при наличии свободных багажных мест, а при отсутствии таковых водила может отказать. Но желающих ехать в Ригу в среду в ночь было весьма немного, менее 10 чел, так что проблем с погрузкой не было. На обратном пути было больше народу с багажом, но все равно, до 4-х разобранных велокобыл можно было бы спокойно упихнуть.

День 1. Культурно насыщеный

Автобус приехал на 45 минут раньше времени, заявленного в расписании, видимо, за счет сокращения стоянки в Советске. Поэтому мы спокойно успели на электричку до Сигулды отправлением в 7.52, а если бы бус приехал вовремя, пришлось бы ехать на 10.36 (или своим ходом по трассе).



В латвийских собаках, как и в польских, есть веломеста в первом и последнем вагонах со всякими приблудами для закрепления или подвеса велов. Нам советовали подвесить велы за крюки, но мы не стали - места вполне хватало.



Вышли в Сигулде (спасибо местному велотуристу, ехавшему в вагоне с нами, что разбудил) на привокзальную площадь.



Тут же какая-то симпатишная барышня спросила меня на латышском что-то вроде "как пройти в библиотеку". С грустью пришлось ответить ей на аглицком, что и сами мы не местные, идем по приборам... Подгрузив куски из обрезанных треков клубных походов V0932 и V1040 и склеенных под единым именем Day1, мы поехали сначала в Сигулдский замок. Точнее, мы не знали, что там именно он, но на треке был какой-то микроаппендикс в Сигулде. Сначала я не понял, где там этот ваш замок, но, проехав чуть дальше от конца трекового аппендикса, мы увидели какие-то ворота, бумбежку и оловянных солдатиков. Солдатики эти - не хрен собачий, а скульптурная группа "Парад рыцарей".



А бумбежку нынче используют в совершенно мирных целях: место зимовья летучих мышей.



За воротами - резиденция князя Д.Н. Кропоткина (двоюродного брата нашего Петра Алексеича) и памятник ему же:





А за резиденцией - средневековый сигулдский Замок Зегевольд



Вход в него нынче платный и с велами не пущають, так что покататься по эстраде, как это было у участников V0932, нам не довелось. Заметим: в тексте таблички на русском предлагается посетить замок, а в английском тексте - расслабиться, т.е. культурно отдохнуть.



Зато позырили на труды праведные современных реконов, оставленные в единственной, уцелевшей до наших дней, надвратной башне.





Можно пощупать и поюзать местные девайсы:



и даже нацепить на себя кольчугу, как это делали местные туристки:





Современная щитовая неплохо смотрится на средневековых стенах:



Во дворе замка - эстрада



а чуть правее - стол для игры "Мельница". Судя по тому, что доска размечена под 9 фишек, а в качестве фишек выступают пивные крышки, перед игрой каждый игрок должен употребить по 9 бутылок пива.



Для проигравших, наверное, имеются колодки:



За стенами Сигулдского замка можно разглядеть крыши Турайдского, куда мы поехали потом:



Поехали в Турайду. Резкий спуск с высоты более 100м до 20м в долину Гауи - и вот он, первый мост через речку:



По дороге останавливаемся возле пещеры Гутманя (Виктора).





Там прочитали на табличке легенду о Турайдской розе, помянули Майю, почитали древние наскальные надписи



и поднялись наверх по длиннющей и довольно крутой лестнице, ведущей наверх из каньона Гауи. Наверху имеется кострище и грибок для отдыха:



Вписал на столбе след в историю в виде слова из трех букв:



Отдохнули, спустились вниз



и поехали дальше в Турайдский замок. По дороге встретили как бы могилу Турайдской розы,



белую беседку



и какие-то дубовые скульптуры.



Затяжной подъем на ту же 100-метровую высоту - и мы у входа в замок. Он, естественно, тоже платный (полный - 2,85€, студенческий - 1,42€) и так же как и в Сигулдском, с велосипедами - низзя. Проходим через церковную гору мимо одной из древнейших деревянных лютеранских церквей Латвии:



Зашли в замковый музей, посмотрели всякие фибулы и прочие причиндалы, погуляли по двору.





Но самое интересное - виды с замковой башни на долину Гауи:



На территории замка еще ведутся раскопки:



Все хорошо, да только время начинает подпинывать, все ж таки долго шатались по замкам. Выезжаем обратно: скоростной спуск, затяжной подъем - и мы опять в Сигулде, только-только выходим на маршрут. На часах - 14.15... Но повода напрягаться нету - остается около 52 км - фигня, казалось, проедем, да еще и засветло успеем. А вот фиг там. Асфальт очень быстро сменился щебенчатым грейдером. Похоже, в Латвии собираются строить новые трассы и апгрейдить старые. Но, судя по тому, что сей грейдер упомиался еще в отчете 2009 года, процесс сей протекает весьма неторопливо...





В общем, ближайшие километров 14-15 до Лигатне пришлось неслабо так протрястись. Примерно через 10 км жена начала ругаться, возникло желание свернуть куда-нить налево или направо, но на тот момент вариантов уже не было: слева - непонятные дорожки, ведущие в частные сельхозугодья, справа - трасса, до которой еще столько же, сколько проехали, и по ней еще дважды по столько и еще четверть столько. Зато перед Лигатне началась вполне приличная грунтовка, да и знаки веломаршрута показывали, что мы идем верным путем:



Ну, а Лигатне уже суть - врата в парк, вот уже и первые скалы с пещерами на другом берегу Гауи видны:



Не спеша доехали до пустующего кемпинга стоянки водников на Куку Клинтис.



Сезон еще не начался, посему место кемпинга было безлюдно и пустынно. Но столик и сортир присутствовали



Сделав там очередной, пес знает какой по счету, привал, поехали дальше. А дальше нас ожидала веселая велотрасса вдоль Аматы: дальше шли по куску трека из V1040.



Там где-то была развилка с указателями различных вариантов маршрутов, я сначала промахнулся, но прибор и жена подсказали, куда надо. А надо - на еще один мостик и далее к Амате:



На самом деле, трасса вдоль Аматы очень красива, живописна и легко проходима.





Могла бы быть и вполне легко проезжаема, если бы не огромное количество "лежачих полицаев": заваленных деревьев, кои встречались через каждые 10-20 метров пути. Иногда были участки по 50 метров, их приятно было проезжать на веле.





Прохождение полосы препятствий заняло немного больше времени, чем предполагалось. Нам - туда, наверх:



Пройдя велопоносные подъем и спуск, мы попали на поляну в долине Аматы.



Там - мостик, по которому надо идти к знаменитому утесу Звардес Езис.



Но мы туда не пошли, и это был, конечно, былинный фейл, ибо хотелось засветло в Цесис и на Райскумское озеро.



Пообщавшись с водником, готовившимся к сплаву, поехали дальше. После небольшого, на самом деле, похожего на кабетешный, участка,



выехали к комплексу каких-то странных сооружений. Слева - избушка на курьих ножках:



а справа - нечто, похожее на комплекс для дрессировки собак и прочих жывотных:



Поднявшись чуть выше, нас встретили печальные морды местных лам. Но не далай, а тех, которые тоже жывотные:



Там, оказывается, обитает некий комплекс: звероферма, дом отдыха и зоопарк, все удовольствия в одном месте:



Однако, смеркалось, и мы едем в Цесис. Правда, уже не в тамошний замок, а в магазин, где долго таримся провиантом. А сразу из Цесиса - в Райскумс, на место ночлега в уйутненькый бревенчатый домик. В домике, который хозяева сами построили на честно заработанные деньги (!) есть и банька, и водопроводная вода, которую можно пить из под крана (вот что евросоюз поганый с людями делает, а ведь у нас тоже хотели реконструировать систему водоснабжения подобным образом, но денег не хватило, зато олимпиада и крымнаш...), и мангал.





Ну, а раз есть мангал, должны быть и сосиски:



Отожрамши сосисек, помянумши в очередной раз Турайдскую розу и попаримшись в баньке, ложимся спать. Первый день окончен. Пройдено 59 км.

День 2. Пещерный

Как следует выспавшись, сфоткали домик, сделали стартовое фото





и поехали дальше. Предполагалось, что маршрут второго дня будет не столь суров. В целом, так и вышло, если не считать еще одного грейдерного участка и встречного мордодуя почти на всем пути. В начале пути красиво едем по асфальту вдоль Райскумского и Аусиемского озер:



Выехали на рижскую трассу, и захотели выйти на огромное Унгурское озеро через кемпинг. Но бассейн кемпинг закрыт в нем спид, еще не сезон:





Едем дальше, проезжаем каплицу барона Балтазара фон Кампенхаузена:



и видим на другой стороне трассы замечательное местечко: парк каменных скульптур с железной ковкой в Сталбе, а само местечко с магазином зовется Ezeriņi.





Фоткаемся со скульптурами по вкусу: кто с раком



а кто - со свиньей. Каждому свое



Фоткаем типа троянского коня



Ну, и еще с какими-то деревянными чуваками-божками фоткаемся:





В магазине купили сувенирчег - кованного железного котэ с гвоздем, шоб прибить на косяк (это он уже дома, только щас сфоткал):



Магазинчик торгует подобными сувенирами, каковые можно увезти с собой:



внутри магазинчика - сувениры и очаровательная барышня-продавщица, единственная, встретившаяся по пути, не говорящая по-русски, зато свободно владеющая английским. Весьма приятно было пообщаться. Вдобавок, барышня подарила карту с достопримечательностями и веломаршрутами по берегам Гауи (ичсх, описание сих мест на карте присутствует только на латышском и русском).



Едем дальше, быстро проскакиваем кусок неуютной рижской трассы, и въезжаем в Страупе, где все культурные места сконцентрированы в центре: почта, библиотека, магазин. Но я их не сфоткал, а сфоткал только церковь и кладбище на выезде:



Как видно, здесь уже начинается тот же самый, родной, жопотрясный грейдер. Особенно он доставляет при встрече с автомобилистами, когда поднимается лютое облако пыли. Если кто поедет по сему маршруту в ближайшее время, пока трассы не заасфальтировали - юзайте противогазы.



Однако, уже через пару километров нас ждет поворот на Вейиньские пещеры. Сворачиваем влево по указателю и видим поляну с излучиной реки Брасла и искусственным прудом со шлюзом. Оставляем велы наверху, спускаемся вниз.



Однако, пещер не наблюдаем. Тупо идем влево, там есть какие-то деревянные лестницы. По дороге встречается мелкая пещерка.



Идем дальше - и ура, натыкаемся на ямы, похожие на воронки от снарядов (на самом деле это карстовые провалы), и в одну из ям ведет такая же деревянная лестница (все для туристов, однако). Спускаемся в Озерную пещеру...



еще ниже - типа ступеньки-бревна, по которым можно жопом сползать, чтоб не спотыкнуться:



и дальше - тьма великая, которую даже фонарик налобный с полудохлыми батарейками не прошибает, свежих батареек нема, а китайский народный велофонарь остался в торстене далеко. Сапожного дерева, как у группы V0932 мы не обнаружили, а мочиться по щиколотку не хотелось, посему в воду не полезли, пришлось надеяться на силу вспышки фотомыльницы и лазер китайфона дабы оценить брутальные объемы сей пещеры:



выходим из пещеры



выползаем...



идем дальше по евросоюзовским лестницам, они приводят нас к Речной пещере:



И возвращаемся назад к инфостенду на поляну около озера для перекуса.



Как говорила управдом в одном известном фильме, Латвия - "страна контрастов". Небогатое население, русскоговорящие попрошайки на вокзалах, и при этом лат дороже евро (обе валюты в ходу), обустроенные маршруты в нацпарке и, извиняюсь, посреди поляны - сральник со стульчаком и туалэтной бумагой... Однако, возвращаемся на маршрут. Осиливаем ещё километров 8 щебенчатого ПГСа и вмордодуя и въезжаем уже по асфальту в Ледургу. На въезде в поселок стоит православная церковь



а в центре - лютеранская



Дом со смищными картинками на окнах:



и памятник Гарлибу Меркелю рядом с лютеранской церковью.



Едем на ночевку в Саулкрасты, до которого остается около 30 км. Но дальше уже идет один лишь пустынный асфальт, встречный ветер на какое-то время становится попутным, так что едем спокойно, да и культурная программа вроде как закончена. Внезапно, на полпути видим искусственный пруд, а посреди пруда - островок, а на островке - стул:



Теперь культурная программа второго дня действительно закончена. Спешим в Саулкрасты, чтобы кинуть кости велы и груз в гостинице, и пройтись до магазина. Подъехали к дому, который на приборе обозначен как та самая гостиница - а там забор закрыт, в доме темно. Кое-как открываем дверь в заборе (которая типа как на сигнализации), смотрим бумажку с подтверждением брони. Забиваю адрес в прибор - слава яйцам, наш ночлег в 100 метрах дальше по улице. Авторы карты, в которой был обозначен отель Саулриети, немного ошиблись адресом. Хозяин гостевого дома (русскоязычный и даже когда-то учившийся в кенигском КТИ) говорит, что магазины все закрыты, но есть один в 500 метрах, который еще полчаса может быть открыт. Не снимая торстена, быстро едем туда, но поздно. Катаемся по Саулкрасты в поисках, и таки находим работающий до 22 магазин на выезде из города по рижскому направлению. Продавщица рада слышать "чистую русскую речь", но жалуется, что не все понимают русский, причем сама она живет и содержит магазин, в каковом и трудится, уже более 20 лет, но ни латышского, ни английского не знает. Вот так вот "дискриминируют" бедное русскоязычное население в Латвии, стране контрастов... Возвращаемся назад, ужинаем, спим. Второй день, а также официальный маршрут, закончен. Пройдено 72,9 км.

День 3. Импровизация от балды

В день третий так же поздно проснулись, сходили зачем-то на море (я еще не знал про предстоящие 8 километров пляжного проезда), сфоткали место ночлега:





и поехали дальше. У меня был какой-то трек, нарисованный в мапсорце совершенно от балды и с булды до Калнгале, где он должен был уступить место треку из V0951. Ну, а там уж - как и куда успеем... Трек рисовался как-то так: "здесь трасса - не поедем, здесь второстепенная - пойдет, здесь какая-то грунтовка, по ней короче, и она вдоль какого-то озера проходит - едем по ней, здесь типа лес - едем". Даже в гугльземле не проверил - влом было. Выехали из Саулкрасты по второстепенной трассе V101, мимо того самого магазина, мимо веломузея, о наличии коего узнали из таблички, показывающей, что он расположен в 800 метрах пути назад, а назад было ехать влом.



Зато поднялись на смотровую площадку Белой дюны, коей завершается пешеходная прогулочная "тропа заката"



С неё открываются красивые виды на побережье Рижского залива







Да, на тропе заката, возле дюны, тоже стоял стул. Ну, или скамейка:



Через 6 км второстепенная трасса смыкалась с главной и уходила влево, но на развилке была дорога, идущая прямо, справа от железной дороги, параллельно дюнам залива. По ней мы и поехали. Живописная дорога, ровный асфальт, справа - дюны и подозрительная пустота: ни одной машины. Идеальная велодорожка? Но почему-то знаки веломаршрута на ней отсутствовали, последний такой знак предлагал на развилке свернуть в сторону главной трассы. Подозрительно. Должна же быть какая-то собака зарыта?



Как и предполагалось, дорога уперлась в забор с табличкой на латышском, из которой можно было понять что-то про приват-территорию. Однако, калитка была открыта, и мы ломанулись на территорию, какого-то, вроде как, деревообрабатывающего, предприятия. На случай встречи с охраной были придуманы отмазки типа "поднялись с моря через дюны" и "по-латышски не понимаем", ибо надпись была только на латышском. Однако, территорию проехали почти спокойно, не считая собак, и вышли через калитку с другого конца предприятия:



Дальше по плану было пересечение железной дороги и большой трассы, чтобы позырить на большое озеро Лиластес. На берегу озера стоит дом с камышовой крышей (похоже, тоже какая-то гостиница и ресторан):



За домиком выход на озеро, на озере - пирс, а на пирсе, как водится, традиционный стул:



В конце пирса - горка для купания:



Вернулись назад на ту же дорожку (кстати, вдоль рижской трассы здесь уже была официальная велодорожка и было искушение поехать по ней). Однако через пару километров асфальт опять сворачивал налево, в сторону главной, и знак веломаршрута посылал туда же. Однако мы следовали треку и поехали прямо, по живописным лесным грунтовкам, которые не хуже, а то и лучше тех, что есть у нас в Балтийском лесу в районе Боброво.





Подъехали к одному из двух длинных озер Гарезерс. Остановились на поляне с кострищем. Оттуда открываются красивые виды на озеро:





Сама поляна идеальна для ночевки с палаткой:



Перекусив на поляне (и помянув в очередной раз Турайдскую розу) поехали дальше. Лесная грунтовка вскоре сменилась асфальтом с крутыми горками. Дорожка проходила через лесополосу, но на окраинах пос. Гауя возник дачный поселок. Здесь Мезенов предположил, что мы пытались срезать путь через железнодорожный мост, но я это не планировал. Может, и зря, но хотелось прокатиться в последний раз вдоль Гауи подольше. А пересекли мы сию речку по большому автомобильному мосту, попутно догнав группу каких-то местных велотуристов, которые сразу после пересечения моста стали спускать велы по лестнице, ибо велодорожка шла под мостом.



На повороте на Царникаву стоял указатель: "Царникава - направо, Рига - налево" (забыл сфоткать). Поехали на Царникаву, хотя и стремновато стало... Но есть трек и прибор, значит едем как запланировано. Доехали унылым асфальтом до Калнгале, остановились для смены трека. И тут возникла проблемка: жена очень хотела в Юрмалу, а нам еще 20 км только до центра Риги ехать, если по асфальту и по треку из V0951. А времени уже - полчетвертого (как я писал выше, хорошо, что никто не поехал: выезды на маршрут были очень поздними, а темп движения - не то, что черепаший, а, скорее, улиточный). Оставался один вариант: подброситься на собаках через Ригу до Юрмалы. Местные отдыхающие, видя, как я беспомощно тычусь в прибор в поисках железнодорожной станции, подсказали (на русском языке), куда и как ехать. Когда я сказал, что мы хотим в Юрмалу, они поморщили носы и сказали, что есть две Юрмалы, если нам надо в ту, где попсовые фестивали проходят, то это станция Дзинтари. И посоветовали выйти на побережье... Станция была в 500 метрах. Посмотрели расписание собак до Риги. До ближайшей собаки оставалось чуть менее, чем полчаса. До побережья - чуть более, чем километр. Решили по-бырому сгонять до побережья и вернуться на станцию. Выехали на побережье.



Красиво, широкий пляж, люди ходють, лисапедисты катаются. И тут жена передумала ехать в Юрмалу и захотела тоже проехать по побережью! Ура, слава, тскзать, яйцам, - одной проблемой меньше. Предупредил, что в Юрмалу мы теперь точно не успеем, зато покатаемся по пляжу - окей, поехали. Песок у кромки воды действительно очень плотный, как хорошая лесная грунтовка, поэтому первые 5,5 км ехалось вообще легко.



Народ катается по пляжу (а чо за хрень там в небе наверху?):



Я иногда выкатывался на воду. На последних километрах пляжа это стало необходимостью: там песок уже растоптан человечьими сапогами, и вел с торстеном на суше стал зарываться. Некий ребенок, увидев меня, ползущего на веле по воде, попросил у мамы велосипед, чтобы так же покататься, на что мама сказала, что у меня типа специальный такой, водный, велосипед:)



Однако, последний километр пришлось пропешеходить. Посмотрели на обломки печально известного "Старого Шведа".



Поднялись на мол - длиннющий, протяженностью почти в километр, и доехали до маяка:



Пора ехать в центр. А до центра еще 24 км. Хотел срезать объезд старой Даугавы, ибо некоторые машины туда ехали, но выяснилось, что там ни моста, ни брода нет. Пришлось ехать по промзоне вдоль этой самой старой Даугавы. Можно было, конечно, вернуться назад на километр и сократить по Mangaļsalas Iela, но, как я уже писал выше, возвращаться назад было влом. Вид на старую Даугаву в промзоне:



В местных трущобах внезапно наткнулись на карету с пепелацем:





Въехали в город по вело-пеше-беговой дорожке, забитой джоггерами и прочими роллерами. Сторожевая башня, вид с велодорожки:



А дальше был большой супермаркет... Предположив, что в центре все будет дороже, решили закупиться в обратный путь там. Закупались долго... Поэтому в старый город въехали затемно. К сожалению, я совсем не подготовился к оборзению культурных мест Риги, поэтому просто покатались по старому городу, посмотрели пару церквей, сфоткали памятник художнику Irbīte,



музей шоколадной фабрики "Лайма",



и магазин рижского бальзама.



Последние два километра до автовокзала ползли медленнее, чем пешеходы, осматривая старые здания, которые фотомыльница уже не могла зацепить... Приехали на автовокзал, сложили велы в чехлы, дождались автобуса и поехали домой. В последний день пройдено 79 км. Всего - ок. 212 км. The end.

© Владимир Петропавловский. Апрель 2014 г.